Главная » Выставки и вернисажи » ЯРМИЛА ВЕЛКА В МОСКВЕ

ЯРМИЛА ВЕЛКА В МОСКВЕ

Творчество Ярмилы Велки относится к той ветви мирового искусства, которое искусствоведы, теоретики искусство относят к постмодернизму. Это направление подытоживает несколько исторических эпох, играя, эквилибрируя, созданными ранее образами и символами…

Это в полную меру относится к целой галерее произведений словацкой художницы, с вернисажем которой московские ценители познакомились на экспозиции, организованной Словацким посольством в Театре им. Гоголя в Москве.

Ярмила Велка – выпускница Академии изящных искусств в Кракове (Польша). В цветном миниальбоме, отражающем современный период исканий художницы сказано, что она работает в технике холст масло и, действительно, именно эти работы были представлены на выставке; также ее умение лежит в сфере иллюстрации и монументального творчества. Она — член Клуба словацких художников. Живет и работает в Братиславе, где и родилась под знаком Овна в 1953 году. В миниальбоме означена масса персональных выставок художницы. Выставочная эпопея началась у нее с выставки в Кракове в 1974 году и к 2003 году их стало более сорока и клонится к пятидесяти. …

Ярмила – человек открытый, живой, обаятельный, общительный. Образы, выбранные ею из классического наследия европейской классики, “общаются” с цветными пространственными конфигурациями – разноцветными квадратами, смещениями, которые создают подоплеку авторского видения. Наблюдательный человек заметит, что выражение образов этих неизменно задумчиво, серьезно.

На полотнах Ярмилы Велки можно пообщаться, например, с образами Альбрехта Дюрера. В синее пространство холста вписан дюреровский “Автопортрет с пейзажем”, созданный в 1498 году. Только вместо пейзажа – условная многомерная квадратура фона. Или, прямой цитатой, на темном фоне, другой автопортрет великого мастера Альбрехта… Рядом — вписанная в разноцветные квадраты фона – леонардовская Джиоконда. И далее, далее – образы-цитаты. Есть у Ярмилы Велки и чисто абстрактные композиции, в них основное – соотношение цветов; бывает, она вписывает в свои полотна иные реальные образы, такие как ракушки в ее “Морской пирамиде” (1997).

Творчество словацкой художницы, полное реминисценций из европейской классики, было тепло встречено теми, кто пришел в Театр им. Гоголя и унес с выставки собственное впечатление…

 

Станислав Айдинян