Выставка Антона Стриженко в отеле «КОСМОС»

Зал «Карлсберг» большого международного отеля «Космос» в последние сезоны являет собою пример постоянно искрящейся событиями столичной культурной жизни. Здесь прошли венрнисажи жрецов кисти — М.Казанского, Ал.Бродского, Т.Вавржиной, Л.Зотовой. В «Карлсберге» основан В.Богатыревым  и Ж.Стогниенко клуб «Екатерининская площадь»,названием своим относящий нас к городу у моря, к Одессе. В рамках деятельности клуба проходило выступление знаменитого джазового пианиста из Одессы, Юрия Кузнецова, творческий вечер известного философа, публициста Гр.Померанца совместно с поэтессой Зинаидой Миркиной. Здесь же прошел вечер-презентация литературно-художественного журнала «Поэзия» Московской писательской организации.

И вот — новым событием — персональная выставка  художника Антона Стриженко, ученика О.П.Филатчева, еще при жизни признанного мастера  монументальной живописи, действительного члена Академии художеств.

От  станковой живописи у А.Стриженко — множественность последовательных планов, несомненно воспринятая от классической живописи, от традиций русских и итальянских мастеров, создателей многосложных перспективных композиций.

Например, представленный на выставке «Натюрморт» — на переднем плане Роза , тонким стеблем в прозрачном сосуде — и далее — взгляд уходит  в составную, пятиплановую (!) перспективу урбанистического пейзажа…

Мотив тонкого цветка в сосуде постоянен в самом изящном из творческих потоков творческого поиска живописца. Мотив этот провидим в его «Лилиях2, в «Воспоминаниии» —  грусть одинокого во слезной влаге стебля и в его «китайских фонариках, не представленных на выставке.

Что до архитектурных построений, которые явлены в современном взгляде на мир художника, то они у него бывают разными — от почти статически неподвижного «Идиллического пейзажа» , оживленного только эпизодической полуфигурой, — тут, кстати, изображен дом где, по преданию, в 1812 году останавливался император Наполеон… Сходен с ним по тональности и пейзеж «Николо-Воробьевский переулок».

Другим взмахом кисти — более ветровым, осенним, — «Донской монастырь» — вид осветлен осенней желтизною листвы, колышащейся над часовней. Нечто таинственное слито с осенним «прошлым» что «говорит» на холсте старинными памятниками…

О стремлении А.Стриженко продолжить вечную традицию  взаимослияния живописи и архитектуры говорил на открытии Август Тагенгард-Линдберг, он символизировал это слияние как «проблему сфинкса» — «…отрадно видеть, что автор может иногда преодолеть эту проблему и если считать, что искусство, творчество являются пограничной зоной между миром видимым и невидимым, то у автора я наблюдаю достаточно воли, к осуществлению этого единства…»

Писательница и поэтесса Валентина Попова, очарованная «Натюрмортом» Стриженко, сказала — «Как только я увидела натюрморт с розой, я была подкуплена, очарована просто и это от полотна к полотну. «»Потаповский переулок», «Зима в Москве», — я живу рядом с этими местами и часто хожу туда послушать тишину. Эта  тишина звучит, когда я стою перед полотном…»

Помимо упомянутых направлений кисти А.Стриженко, на вернисаже представлена еще одна, иная ипостась его творчества, это мотивы, сходные с манерой Дж.Де Кирико. В конструктивно- символической, хроматически определенной образной системе особенно интересна здесь его «Собака» (1997), в ней прямая реминисценция к Вечному Городу, к Риму, на дальнем плане в колонной аркаде — купол собора Св.Петра. Сама собака составлена из архитектурных деталей. Особенно эффектна  лапа-колонна, которой сей «квазизверь» уверенно и гордо опирается на постамент. Фон полотна — небесный, темно-синий.

К той же серии относится «Петух», он символизирует восточнославянское начало, хотя мог бы с успехом , соответственно европейской символике быть отнесен к галльскому, французскому духу.

Напоследок необходимо упомянуть «Ночное кормление», в котором живописец создал свой образ мадонны. Он дан в эстетически-объемном пространстве, сотавленном из современных, аскетически-геометричных деталей. Этот образ воплощенной вечной женственности своеобразен и не похож ни  на один из подобных в современных и старых опытах традиции.

В  заключение приведем слова  представителя журнала «Видео — Асс», кинокритика Ал. Кондукова — «Преисполнен светлым ощущением, что еще один мастер, оригинальный, свежий, смелый, открылся для нас. Будущее открывается сегодня и очень приятно наблюдать, что новые и новые таланты освежают нашу, постепенно пересыхающую почву… Спасибо Антону Стриженко за то, что он… доставляет своим искусством удовольствие самым разным людям…»

 

    Станислав АЙДИНЯН