Аида — Женщины и города

НА НОВОМ ВЕРНИСАЖЕ АИДЫ

Аида – это имя давно уже стало известно в художественных кругах Москвы. За плечами художницы – множество персональных и коллективных выставок, прославивших ее имя. Она – выпускница художественно-графического факультета Московского полиграфического института, училась у А.Б. Шолохова, талантливого преподавателя, мастера станковой живописи, — от него она восприняла многое. Ее талант развился, обретая с годами, ту отточенность, которая позволяет не просто отражать действительность, а творить художественные образы, вызывающие восхищение у тех, кто посещает ее вернисажи, или видят ее работы в частных собраниях или даже в музеях, средь которых назовем Лратурно-художественный Музей Марины и Анастасии Цветаевых в Александрове, Дом музей Марины Цветаевой в Москве, московский Музей серебряного века, где экспонировались графические работы, посвященные серебряной эпохе русской художественной культуры.

Новый этап творчества Аиды, который экспонировался недавно в Государственном выставочном зале «Творчество» на Таганской улице в Москве, собрал множество зрителей, среди которых были представители столичных культурных кругов, люди известные, многих из которых в разные годы портретно запечатлела талантливая кисть художницы.

Выставка на сей раз носила название «Женщины нашего города». Название это оправдано многими женскими портретами, каждый из которых отражает неповторимую индивидуальность. Самой романтичной из представленных работ назовем женский стилизованный портрет, который назван: «В ночь, когда цветет баобаб». Возможно, художницу вдохновила не только утонченная внешность черноволосой женщины, которая раскинулась на ветви полуфантастического дерева, над которым поблескивают звезды и светит тонкий серп Луны, но и тот факт, что сама Аида некогда родилась в Эфиопии, в городе Ассабе, в Африке… Однако во внешности Аиды запечатлелся скорее белый север, чем черный юг… Итак, этот женский портрет, написанный на таинственном черном фоне, несет зрителям и красоту и таинственность, и загадочность…

По-другому романтичен женской портрет «Неземная Лёка», на нем – изображение исключительно красивый женщины в атласном красном платье с золотым сказочным, фантастичным грифоном на фоне синеющего неба. Этот смелый, броский портрет призван сохранить в веках красоту известнейшей фотомодели, манекенщицы советской эпохи, Лёки Мироновой. Выступая на вернисаже Аиды, Л.Миронова сказала, что в ее коллекции множество ее фотопортретов, и не раз писали ее художники, но она в тех изображениях сама не чувствовала, не принимала себя, это были взгляды со стороны, взгляды других людей. И только сейчас она увидела на портрете, созданном Аидой, действительно свое отражение, действительно себя такой, какова она в жизни… В прочем, на той же выставке экспонируется и еще один ее портрет, который Аида сделала в более строгой манере, — на нем Лёка стоит у стола, покрытого скатертью, в постановке головы, взгляда – самоутвержденность, гордость. Одежда ее напоминает издали одеяние пажа, она приталена, подчеркнет стройность ее фигуры, тут в доминанте – смелость, уверенность.

Особенно воздушен портрет Л.Ф. Горчаковой, изображенный в окружении взлетающих и сидящих на перилах балкона голубей… розовая тональность одежды героини портрета составляет цветавую доминанту картина, делает ее исключительно радостной, легкой, жизнеутверждающей и обаятельной.

Из известнейших лиц, отраженных и воплощенных Аидой нужно обязательно назвать российского и, в прошлом, советского композитора, Александру Пахмутову, в чьем облике находчивая художница уловила не только спокойную вдохновенность, но и уют, который струится от миниатюрной фигуры музыканта, которая стоит, опершись на старинное пианино. Этот портрет искусствоведы по праву отмечают среди наиболее удачных и проникновенных работ художницы Аиды.

Аиде удаются и сложные в техническом отношении такие жанровые работы как двойной портрет. Тут мужчина и женщина, — он склонился к ней бережно и очень родственно, — оба предстают образами редкой естественности. Они красивы осенней, семейной красотой. В них есть респектабельность, основательность… Но все побеждает улыбка женщины, которую она, видимо человек веселый, с легкой лукавинкой, еле сдерживает!.. Как изумительно естественно и тонко удалось отразить этот психологический нюанс художнице!

На многих прошлых показах живописи и графики художницы «фигурировал» портрет поэтессы, основательницы поэтического салона, Татьяны Баум. Тут духовное, душевное внутреннее, показано – вовне, — из рук поэтессы в темное мировое пространство, искрясь, будто излетает дух творимого ею стихотворения… Снова – таинственность, снова – неизреченность… Т. Баум говорила, что ей трудно жить без этого портрета…

Кроме портретов, несомненно составляющих основную часть экспозиции, зрители вновь увидели такие известные и обаятельные пейзажные урбанистические работы Аиды, как: «Русская зима», «Скамейка у патриарших», два вида на осенний и зимний Новодевичий монастырь в Москве, хорошо удающиеся ей флористические работы, как, например, — «Пионы», «Подсолнухи».

Добавляет разнообразия и чисто пейзажный холст, «Белый камень», изображающий берег реки и камень в прибрежном густотравье, — от этой картины веет зноем середины лета, веет среднерусской полосой, веет природой России.

Аиде можно пожелать еще многих и многих успешных выставок и дальнейших творческих поисков, новых портретов выдающихся личностей, новых путешествий, новых наград, и новых побед на российских и международных конкурсах, в которых в прошлом уже побеждала известная и талантливая художница.

Станислав Айдинян,
вице-президент по общественным связям Союза профессиональных художников,
искусствовед Федерации Акваживопись, член правления Международной ассоциации содействия культуре, член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины