«Цвет вдохновения» Чан Тхи Тхао Хиен в Салоне ЦДХ 2015

 

7 марта 2015 года яркий баннер-транспарант перед входом в Центральный дом художника в Москве торжественно объявил об открытии персональной выставки вьетнамской художницы Чан Тхи Тхао Хиен. Выставка эта полноправно вписана в рамки ежегодного грандиозного Салона ЦДХ 2015

Название, которое сама художница дала своему разделу вернисажа — «Цвет вдохновения». Сюда вошли произведения самого разного колорита, жанровой принадлежности, цветовой палитры, сюжета и настроения. Все они составили не только раздел вернисажа. «Цвет вдохновения» — это еще и название только что изданного авторского альбома талантливой вьетнамской художницы, где очень емко, наглядно и серьезно отразились основные вехи творческого пути Хиен.

В творчестве Хиен присутствует двойная составляющая – европейская сюжетика пейзажей и натюрмортов у нее эффектно соседствует с восточными сюжетами, взятыми из родной для Хиен вьетнамской природы, из вьетнамского городского и сельского пейзажа. Восточные мотивы при владении художницей основным арсеналом европейских изобразительных средств излучают естественность, теплоту, сердечность автора. Оригинально, что художница, получив первоначальное образование в Москве, сумела стать в равной степени европейским и восточным художником. У нее владение художественными приемами дополнилось цветом, светом и мироощущением человека, с детства впитавшего в себя уклад жизни и сам дух Востока, Вьетнама… К восточному ряду картин Хиен относятся – «Золотой урожай» (2010), «На рисовом поле» (2009), «Цветение риса» (2012), «Рыбный рынок» (2012), «Рыбная ловля на восходе» (2009), «Уголок Хой Ан» (2012), «Фонарики Хой Ан» (2012) и др…

 

Чан Тхи Тхао Хиен свое кредо в изобразительном искусстве сформулировала, написав «Слово автора», в котором отражена ее творческая позиция. Вот что пишет художница –«Для меня искусство – это уход от реальности в другую реальность. Оно позволяет мне испытывать совершенно новые ощущение, удивительное чувство свободы. Каждый раз, когда я приступаю к работе, я испытываю радость от смешивания красок, я пытаюсь подвигнуть себя на создание чего-то абсолютно нового для меня. Цвета, которые у меня получаются, делают невозможное возможным. Именно это отличает мои картины как по стилю, так и по настроению. Самым важным для меня является соединение воедино всех компонентов – цвета, полотна, предмета изображения, композиции и способа передачи.

Мои работы очень разные и включают как реалистические, так и абстрактные. Иногда в них можно увидеть влияние европейских Мастеров, но я все же вьетнамский художник. Именно это определяет мой выбор плана или перспективы, предмета или цвета – желтого, зеленого, синего… В целом, я хочу принести любовь, счастье и радость в сердца людей»

 

.Хиен исключительно удачно, тонко отразила на бумаге пастельными мелками облик своей дочери. Портрет назвала – «Моя дочь – Мой ангел» (2010). Праздничное белое платье девочки, белая в виде бабочки заколка на волосах и кружевные крылья карнавального наряда за спиною, да и красная роза в руках, — все излучает радостную сказочность детства!.. Не менее выразителен и холст-портрет дочери — «Моя дочь, ее любимые игрушки» (2008).

На вернисаже мы замечаем и такие в жанровом отношении определенные работы, как «Натюрморт с красным стулом» (2012), «Бутылки на желтом фоне» , (2009), «Две влюбленные грущи» (2014), говорящие о том, какого уровня художественного освоения мира достигла художница. Исключительного мастерства Хиен достигла, создав пейзаж с лодкой, который называется «Финляндия» (2009). Цельность этого пейзажа еще раз убеждает нас в свободном, естественном даре художника-реалиста, которым в большой мере художница овладела за последние, полные творческих исканий и опытов, годы.

Конечно, говоря о Чан Тхи Тхао Хиен, как о живописце, нельзя не сказать главного, — она прежде всего состоялась, на профессиональный взгляд, как живописец-колорист. Далеко не все, овладевшие графической основой живописи, рисунком, достигают чувства цвета и мастерства цветопередачи!.. А Хиен, создавая свою творческую коллекцию, смогла внести в ее состав и оригинальность, и своеобразие, а порой даже и некоторую символичность. Выросши на Природе, она перенесла чувство Природы в свои холсты, недаром ее картины, благодаря освоенному колоризму, обладают настоящей силой естественности, непосредственной силой жизни…

Женственность художницы обаятельно сказалась в том, что в экспозицию умело вписаны флористические работы, — это и ее «Пионы» (2014, 2015), «Осенний букет» (2014), «Молчание цветов» (2013), «Дух цветов» (2013).

Работая очень экспромтально, быстро, часто в манере «аlla prima», Хиен с каждым годом обретает все большее мастерство. Жизнь ее проходит в Ханое и в Москве, она полна ярких впечатлений, которые столь проникновенно запечатлеваются кистью Хиен, чье творчество на сегодняшний день видится по-своему уникальным.

 

Станислав АЙДИНЯН,
заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, член правления Международной Ассоциации содействия культуре, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов, искусствовед Федерации Акваживопись, лауреат литературной премии им. Юрия Каплана