ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ «ВЫХИНО»

 

ЦВЕТЫ, ЦВЕТЫ, ЦВЕТЫ

 

Станислав Айдинян

 

В муниципальном выставочном зале «Выхино» — новая «живописная премьера». Это выставка — «Цветы, Цветы, Цветы», объединившая произведения художников и художниц, работающих в техниках акваживописи и отдавших дань флористике, теме цветов. Зал «Выхино» известен тем, что осуществляет часто большие художественные проекты. Выставка, посвященная цветам, подобна подснежнику, показавшемуся из-под ледяного покрова все еще остающейся зимней в начале марта Москвы.

Когда вернисаж отдан одной единственной теме, всегда есть опасность некоторой одномерности, и единственный путь избежать этого — отыскать работы разнообразные, подобрать совершенно различные индивидуальности.

В русле своеобразия назовем импрессионистическую аквамонотипию на шелке Аллы Шунько. По словам художницы, она наносит рисунок на поверхность воды масляными красками; при помощи ею изобретенных приемов краска не растекается по воде и изображение переносится на лист бумаги, или на шелк. Она уверенно говорит, что она — единственная художница в России, работающая в подобной технике.

На шелке исполнено немало интересных работ, среди которых — батик Н.Журбы «Красный цветок», и в пару к нему — «Синий цветок». Эти работы привлекают плывущими изящными формами, красивыми переливами цвета, настоящей цельностью. Недалеко от них — «Роза» и «Дельфиниум» Лидии Коган; здесь тоже использованы синий и красный цвета, но роза изображена тут как объект особого пространства, это «лабиринтарная роза». Лидия Коган, говоря о цветах, заметила, что понятие «формула цветка», ставшее общеизвестным благодаря стихотворению М.Цветаевой, на самом деле действительно «имеет хождение» в биологии…

Среди участников выставки находим и акварельную монотипию Ольги Науменко «Симфония цветов», где изображены пышные пионы и кипарисообразные люпины. О том, как она создавала одну из флористических работ, художница рассказывает, что она принесла свежесрезанные розы, хранившие еще на лепестках капельки росы, долго рисовала их, и когда работа была закончена, лепестки осыпались… Красота их перешла в рисунок, стала нетленной. Жизнь цветов таким образом, уже в другом мире, мире Искусства продолжилась. «В каждом цветке — целая жизнь. Каждый человек подобен цветку» — говорит художница, которая, по ее словам, стремится преобразовать цветы в мыслеформы, уйти от конкретного букета, выразить сущность структуры, которая давала бы сущность цветка.

Есть на выставке и совершенно традиционные работы. Назовем, например, «голландский» постановочный натюрморт Светланы Павловской, где цветам «аккомпанируют» и знакомые нам по классике тяжелые, парадные кисти занавеса и срезанная спиралью лимонная шкурка…

Разнообразие в выставку вносит и «Старая дача» Веры Климешовой, где явлен цветущий садовый подмосковный пейзаж. Причудливая работа Елены Кичаевой называется «Цветы, камни, вода», — в ней нет ни камней, ни воды, по крайней мере нам их не удалось рассмотреть, зато есть цветовые пятна, создающие эстетическую полноту.

«Сирень» Зульфии Анцифровой тоже выражена не конкретно, а светоцветовыми пятнами, она — как будто светоцветовой вихрь. И у А.Якимова его «Лилия» и «Роза» — скорее бушующие тени…

«Розы» Л.Муратовой, напротив, исполнены на грани ботанического рисунка и живописи в традициях 10-20-ых годов, когда для выделения объекта часть листа намеренно оставляли незаписанным, белым.

Как не сказать о двух акварелях Бориса Арутюняна, его работы в особых стрельчатых прорисовках, расплесках цвета, они — отражения ярких цветов, скромно названных «Натюрморт-1», «Натюрморт-2».

Посетители выставки обращали внимание на две акварели Аиды Ханемайер — «Букет в ладонях» и «Ваза с цветами», особенно на первую, оригинальную акварель. На ней — полевые цветы изображены в очень изящных, нежных руках. Возможно, судя по перстню, мы видим руки самой художницы… Эта элегическая работа напоминает стародавние дореволюционные сентиментальные открытки…

К разряду несомненно оригинальных отнесем работы И.Симоновой «Ирисы», «Пионы», «Мальвы». Все три работы исполнены в китайской традиции на рисовой бумаге. На них кроме подписи есть оттиск печати с иероглифами. Тут цветы не только исключительно красивы, но весьма стереоскопичны, объемны. Автор говорит об этих работах — «В китайской традиционной живописи красота природы должна сочетаться с гармонией человеческих чувств. Философская основа китайской живописи заключается в единстве неба и человека…».

В восточном духе, но уже в японской стилистике дана акварель «Цветущий миндаль» работы О.Федотовой. В этом цветочном натюрморте — и японский веер, и керамическая японская ваза с ликом девушки, в вазе — скромный букет, рядом — напоминающая ракушку шкатулка.

Устроители выставки включили в ее состав и работы дадаистические, сделанные в русле примитивизма. Эта линия представлена работами П.Фока — «Лютики» и «Тюльпаны».

В выставочной стеклянной витрине посетители не без удивления будут созерцать так же… подушку, на которую нашит набивной батик с нарисованными и прошитыми по нему цветами. Это декораивный объект Ноны Чурангуловой.

Когда речь заходит о московской цветочной акварели, нам сразу вспоминается имя Нины Щербаковой-Ионовой, чья масштабная, интенсивная, даже не по цвету, а по настроению акварель органично представлена на выставке.

Упомянем краснопламенные — «Маки», «Тюльпаны» и синие «Люпинии» кисти основателя Федерации Акваживописи И.И.Кочетова, который был устроителем этого весеннего «аквавернисажа» совместно с директором зала «Выхино», А.Г.Савельевым-Извековым.

Художник Ю.Козак в «Летнем венке» цветочным венком перевил голову обнаженной девушки. Эта работа невольно предваряет следующую выставку, запланированную в зале. Выставка будет посвящена обнаженной натуре, краткое рабочее название ее — «Ню».

Станислав Айдинян,
писатель, искусствовед, журналист,
директор культурных программ «Спейс»