Станислав Айдинян
В самом центре столицы в московской галерее VINCENT в последний день осени, впервые в Росси, открылся фестиваль «ДЫНЯ-АРТ!» — это веселое красочное действо… Дыня как по волшебству обернулась героиней нового Российского ежегодного праздника–фестиваля, который придумала автор и генеральный куратор этого арт–проекта Елена Дунская. Она утверждает, что дыня это идеальный арт-обьект, веселая солнечная природа которого мирно противостоит общеизвестному символу черных карнавалов – тыкве, давно ставшей символом бесшабашного американского Хэллоуина. Дыню по праву можно считать нашим, а не «заморским лакомством»: она появилась на Руси в XII веке, а в ХVII столетии при царе Алексее Михайловиче дыни уже успешно созревали в кремлевских садах и в теплицах тогда подмосковного Измайлово, а сегодня и наши подмосковные дачники выращивают ее на своих огородах.
Фестиваль открылся большим вернисажем художников, каждый из которых представил свое видение, — как он видит дыню. Конечно, ни одной похожей работы на выставке в галерее VINCENT не было… Из известных, покоривших зарубежье художников назовем ныне живущего в Москве питерца Александра Петрова, несколько лет жившего в США, ставшего там членом американского Союза художников-фигуративистов. На одной из его работ, называется она «Семена дикой дыни» – грустное пространство, в котором, на фоне висящих в небе трех равновесных шаров полуобнаженная женщина с красным цветком в волосах держит в руках разрезанную дыню. К ней спиною сидит девочка, наблюдающая небо, глядящая на шары. Тут дыня нежданно стала символом тревоги, озабоченности, «непокоя», который витает вокруг опущенных глаз женщины, вокруг ее напряженной позы, вокруг одетой по-возрожденчески девочки…Не менее интересно, и не менее характерно также небольшое полотно «Ангелы урожая», того же А. Петрова, — та же тревога образов, атмосферы: уже другая женщина присела на скамейку в ветреном саду, где воздух колышет «нерайскую» темную яблоню, перед нею блюдо с кусками дыни и груш. Здесь тоже есть девочка, но она уже пускает мыльные пузыри в темнеющее небо, держа на поводке французского бульдога. И ее головной убор фантастичен. Как видим это работы, в которых мощно и уверенно художник творит, создает уникальную атмосферу, что-то в них есть от экранных образов-кадров из поздних фильмов Андрея Тарковского.
Совсем по-другому к образу дыни подошел известный армянский художник-импровизатор, архитектор, Фридон Асланян, который на трех больших, метровых холстах, которые можно было при желании проворачивать вокруг оси, красочно изобразил дынную завязь, из которой сокровенно, рождается, появляется спелый и сладкий плод…Фридон продемонстрировал так же свое уникальное умение выбивать практически любым штампом портрет человека, этот талант прославил его за рубежами, как его, так и нашего отечества: он сделал экспромтом портрет одной из молодых гостей веселого фестиваля…
Одно из самых удачных художественных премьер вернисажа стала дыня живописца Алексея Гилярова, который изобразил дыню в разрезе и очень удачно, объемно передал фактуру дынного семени, что работа вызвала восхищение многих…
Кроме упомянутых, разнообразные художественные работы продемонстрировали: модельер-классик Вячеслав Зайцев, известнейщие абстракционисты Игорь Снегур и Клара Голицына, а также мастера кисти Татьяна Назаренко, Наталья Арендт, Ирина Покладова, Павел Тураев, Вячеслав Щербина, Юрий Авалишвили и многие, многие достойные другие, создавшие живописные, графические, скульптурные произведения, в том числе уже принадлежащие коллекциям известных московских ценителей изящных искусств.
В программе фестиваля прошли перформансы и хеппенинги. Это и выступление поэта, композитора и аудио-художника Елены Дунской, сочетающей вокал, декламацию в необычной электронной обработке. Удивляющие музыкальностью и объемным богатым звучанием импровизации молодого мультиинструменталиста, подлинного мастера звука Булата Гафарова и лауреата премии «Грэмми» художника, фотографа и музыканта Юрия Балашова. Особое внимание многочисленных собравшихся на фестивале вызвали проецировавшиеся на белый экран удивительные, тонкие песочные анимации Марии Степановой. Выступил и писатель и художник Михаил Погарский. Прошло много других ярких и веселых импровизаций, а публика наслаждалась не только видом, но и вкусом сочных, частью раскрашенных художникам, желтых плодов земных, несколько из которых были наполнены…красной и черной икрой, — это было сделано так по замыслу основателя фестиваля Елены Дунской; эти «натюрмортные» дыни карнавально представляли костюмированные модели, с которыми фотосессию проводили профессионалы-фотографы. Гости смогли поучаствовать и в чайной церемонии, которую провел «Музей Чая». Театрализованное зрелище снимали телевизионные камеры, под направленным светом прожекторов которых происходило немало непринужденного, бурлескного, интересного. Было на что посмотреть москвичам и гостям столицы. Участие представителей художественного мира стран СНГ сделало фестиваль ДЫНЯ-АРТ! международным. Е. Дунская во вступительном слове сказала, что это первый, «пилотный» фестивальный «выпуск». И не все участники знали, что она, автор идеи и ее воплощения сама, практически без помощи, совершила настоящий подвиг, собрав воедино совершенно разные художественные индивидуальности, объединив единой темой, единым музыкальным и сценическим действием. Но оговоримся, что помощь все таки была от ООО «Интернейшенел Фрут», привезшей дыни, и компании «Арома», побаловавшей пришедших и участников белым вином. В адрес фестиваля поэт Анатолий Яни прислал из Одессы стихотворное приветствие, которым хочется завершить информацию о фестивале:
«…О, чувств безумных карнавал!
Как божий дар, как благостыню,
Безудержно любил я дыню
И к пчёлам страстно ревновал…»
Станислав Айдинян,
искусствовед, вице-президент по общественным связям Творческого союза профессиональных художников.