ГЕННАДИЙ МЫЗНИКОВ В КЛУБЕ “ЕКАТЕРИНИНСКАЯ ПЛОЩАДЬ”

Геннадий Мызников – художник, чье имя и искусство полнозвучно прозвучало уже в 50-60-ые годы. Необозримое число больших и малых выставок в стране и за рубежом сделали его имя известным и среди собратьев по кисти и среди широкого зрителя. Немало времени отдаал он деятельности в правлении МООСХа, живописной комиссии правления, экспертному совета Художественного фонда. Был и в комиссии по работе с творческой молодежью.

Творческий путь Г. Мызникова нельзя назвать противоречивым Ему, напротив свойственно поступательное нарастание, развитие художественного мастерства. А путь пройден немалый – от 1940 года когда еще в школе ему  привелось по просьбе учителя рисовать аанатомические учебные плакаты – к учебе в Художественно-ремесленном училище в Ликино-Дулево, где он учился как живописец по фарфору в 1950 – 1956 годах. Потом – Ленинградское высшее художественно-прпомышленное училище им. В.Мухиной, факультет монументальной живописи, мастерская А.А. Казанцева. и далее – открытая дорога со многими существенными вехами, последняя из которых – большая персональная выставка в Клубе “Екатерининская площадь”, что в  зале “Карлсберг” отеля “Космос”.Зал-клуб зарекомендовал себя как одно из выставочных пространств, часто представляющих на суд москвичей и иностранных гостей Столицы яркие, своеобразные вернисажи. Достаточно назвать известные в художественной среде имена, как М. Казанский, Вл. Портяной, Ал. Бродский… В том же зале был проведен при большом стечении публики вечер известнейшего философа Гр. Померанца посвященный его  творчеству последних лет…

Итак – новый персональный вернисаж Геннадия Мызникова представляет пути и обретения художника от  ранних до последних опытов кисти… К начальным мотивам творчества  Г. Мызникова  отнесен “Портрет девочки”. Исполненный недавно, он создан по мотивам известной работы художника “На заваленке”, В “Портрете девочки” передано особенное очарование детства, — девочка сидит на скамейке, на фоне зимнего деревенского пейзажа, поодаль заснеженный дом, вокруг – снег, снег. Руки ее полуопущены в карманы. Сидит чинно, глаза ее с  еле заметной лукавинкой красивые, живые. Нежный овал лица, черты исполнены юной живости, выдающие легкость, непринужденность характера…Это, безусловно, наиудачнейшая работа вернисажа.

К работам той же стилистической колеи относятся и “Рыбаки” (1958), это работа, привезенная из творческой поездки на Север, в Нижнюю Золотницу, что в Архангельской области. Казалось бы, что усмотришь в простых лицах из народа – но здесь жанровость портрета доведена до “рисовального” и типического совершенства, лица рыбаков полны жизни. В них нет натужной и искусственной притянутости к идее труда, свойственной советским “идеологическим” живописцам”, напротив, в них присутствует трудовая теплота, согласие с собою и с миром…

Выдающейся работой Г. Мызникова безо всякого преувеличения можно назвать картон “Женщина” (1994). Это, по сути, портрет его дочери, пожалуй в самой “триумфальной” из сотворенных вариаций. Здесь в увиденной, уловленной натуре – сама женственность в высоте своей устремленности к Ликам Мадонны. В ее стекающем, обращенном долу взгляде – Тайна. Темные волосы изящно обрамляют женственную красоту этого лика, в котором столько найденной, вдохновенной Гармонии.

Вернисаж Геннадия Мызникова достаточно разнообразен – дополняет его и удлиненной формы панорамный холст “В парке” (1987), четыре основных фигуры первого плана “населяют” лесной пейзаж. Они даны на слегка высветленном пространстве меж деревьями в зеленом, успокоенном “парковом” обрамлении Здесь решена тема спокойствия, продолженная дальним планом, где вдали меж деревьев еще одна малая фигура читающего человека в кресле. Фигуры, несмотря на композиционную связанность не находятся в прямом диалоге, крайне  левая обращена взглядом сквозь ветви – к небу, не видимому нами. Покой – доминанта холста…

Из ряда самых заметных, запоминающихся работ “Этюд. Художник и натурщица” (1998) – в тяжелой золотой раме приглушенного освещения. Центральная фигура – обнаженная женщина, она обняла за плечо художника, который – в тени, в тени ее чувства, не чувственности, а именно чувства. В ее взгляде больше упоения, чем страсти, в отставленной руке наклоненный изящно бокал красного вина художник в тени потому, что он обращен весь к Натурщице, в которой видится сама Натура, Природа… Не грезится ли ему, что сама природа обняла, тронула за плечо его?..

К  выражению темы вечной женственности отнесем портрет женщины “На фоне лозы” (1998). Женственность доминирует и в работе “Мир”. Этот картон  удивительно картинен и свободен. Естественна, непринужденна женщина, держащая на руке ребенка. Тема материнства, женственности, вообще явно и тайно не чужда кисти художника – ею пронизаны многие, представленные и не представленные на персональной выставке работы… Так “У моря” – тут опять таки в естественном, не “модельном” ракурсе спиной, в неполный оборот, обнаженная женская фигура на красиво брошенном покрывале смотрит в синь – в невидимую нам синеющую даль…

 

Станислав АЙДИНЯН