«КОКТЕБЕЛЬ КАРАДАГ 2006»

 

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ «ВЫХИНО»

 

«Коктебель-Карадаг 2006» — девятая панорамная выставка крымского профиля, света и цвета… В большом столичном выставочном зале «Выхино», где проводится последние годы этот известный тематический вернисаж, получили возможность выступить более восьмидесяти живописцев и графиков, посвятивших свои новые творения Крыму.

Предшествующие девять вернисажей «Коктебель-Карадаг» были исключительно широки по составу, последние уже собирали более ста художников на каждый. Однако в этом году из-за сильных морозов, бывших в период подготовки выставки в Москве, количество участников оказалось чуть меньше – не все смогли доставить свои работы…

Эта предъюбилейная выставка, в следующем году традиции  исполняется десять лет, — принесла новые имена участников и показала новые работы тех, кого постоянно находим в составе каталогов «Коктебель-Карадага», выпускавшихся в разные годы.

Мы сразу узнали темпераментные, масштабные, будто единым взмахом кисти созданные акварели Н.Щербаковой-Ионовой. Вернисаж также уже непредставим без больших холстов из цикла «Рождение Карадага», кисти основателя и президента Федерации Акваживописи И. Кочетова, один из холстов представлен и на этой выставке.

Из имен хорошо нам известных – Л. Коган, показавшая не батик, как на прошлых выставках, а холст «Воспоминание». На нем высится во тьме крепость Судака. Сновиденная, серьезная, интенсивная работа.

Принимала участие в более ранних выставках, конечно, и О.Науменко, она автор одной темперной работы «Коктебель. Вид  с моря на дом Волошина» и одной – в исключительно оригинальной технике, это «Памяти А.Грина. Золотой закат», —  монотипия на золотой фольге. К замечательным, удивительным по свечениям вновь, как и на прошлых выставках, зрители относили две акварели Бориса Арутюняна, одна из которых «Коктебель. Кок-Кая», другая изображает цветы…

Есть и символические холсты А.Майстренко «Знаки Крыма», «Судак, Генуэзская крепость», «Карадаг. Грезы», в которых виден опыт художника по созданию крымской символической «атрибутики», вписанной создателем в пейзаж, это знаки, чьи прообразы – крымкие кипарисы и вазоны. Есть у Майстренко и вписанный в гору облик Волошина.

На нынешнем «Коктебель-Карадаге» всего два волошинских облика. И о втором скажем особо. Это светлая, разреженного воздуха реалистическая акварель Б. Андрейкина «Волошин». На ней Максимилиан Волошин с мольбертом, спиной к морю, пишет любимые им горы…

К работам, имеющим условные элементы, в противовес чисто реалистической колее, к которой принадлежат, например, холсты С. Бусахина, отнесем «На грани» В.Потеева, где ломаной линией стен мрачновато смотрят дома, таким могут быть,  в восприятии художника крымские здания ночью зимой… Это тревожная картина.

Также к условным по творческому методу относятся и графические листы смешанной техники Юлии Долгоруковой, — «По легендам Крыма», «Греческий танец», «Древние цари» — дадаистичные по направлению, красочные, свободные изображения…

Несколько меньше условных элементов у М.Кунашева, чьи работы на сей раз несколько напоминают холсты Руссо, у старейшей художницы М. Чекстер в ее «Карадаге», в милых акварельных миниатюрах Марии Пясецкой.

Особенно радостным явлением стали три большие акварели Ив. Хандожко, крымского художника, живущего в Москве. «Радуга» — в предгрозовом освещении написана им у горы Ак-Кая, под Белогорском. Это северный Крым. «Репер», где изображен геодезический знак – в Демерджи, а «Фуна» — это развалины древней крепости меж суровых и живо туманных скал… В них трех суровый и высокий тон эпического звучания.

Оставляет серьезное впечатление художественный опыт О. Северной «Чистилище» (2006).Это масло по картону. Изображен восход солнца над бордово красными горами, над которыми чуть заметная синь. Восход явлен как вселенское торжество, как распахнутый в горы источник всепроникающего Света…

Нужно назвать новые имена художников, ранее не участвовавших в «Коктебель-Карадаге». Это Аида Лисенкова-Ханемайер которой, кстати, на открытии был вручен И.И.Кочетовым диплом, подтверждающий ее победу – Второе место на осенней выставке Федерации Акваживописи, на конкурсе «Лучшая акварель года». Аида представила чисто графическую миниатюру «Дом поэта М.Волошина в Коктебеле» (2005), в которой дом изображен таким, каким был при жизни художника и поэта. Из новых участников и Л.А.Фомина. Ее работа, где пышные цветы уводят в даль солнечной перспективы – самая, нам кажется, уютная работа выставки. Приятно отметить, что к «коктебельцам» присоединился впервые написанной с натуры маринистской работой «Крым. Шторм» (2004) Алексей Гиляров, московский ландшафтный дизайнер, создатель стенных росписей итальянской тематики, племянник известного скульптора.

Не менее приятно было отметить и присутствие известной художницы-примитивистки Наты Конышевой; ее «Фигуры на песке» эти песочные строения и фигурки — скорее всего осколки детской игры, представления детей о том, что они строят из песка и в Крыму и по всему белу свету…

Вообще, на «Коктебель-Карадаге 2006» произошло расширение тематики произведений. Стало больше произведений не только коктебельской, но общекрымской тематики. А Ю. Вербовский выставил акриловую работу вообще испанской тематики у которой со старым Коктебелем родственен морской мотив – «Лодки. Льоретт де Мар» (2005).

Эту выставку невозможно представить себе без возвышенной сказочной тематики. В этом ключе отметим небольшую романтическую работу Наталии Рахлиной «Путь отшельника» (2005), где одинокий парусник в море – его волна гонит к берегу, другая же волна стремится от берега, а над морем парит не менее одинокая чем парусник чайка… Когда созерцал эту очень скромную работу, вспомнил, что по легенде Великий Святой Серафим Саровский сказал, когда его спросили, можно ли вне церкви достигнуть спасения души. И он ответил – Можно спастись и вне церкви, ведя праведный образ жизни. Но у кого больше возможности спастись – у того, кто плывет в бушующем море на большом корабле, или тому, кто пустился в плаванье на утлой лодченке?..

Теперь о фоторазделе выставки. Неискушенных зрителей конкретностью и емкостью образов привлек цветной фотоцикл «Материнское счастье», созданный в конце прошедшего века крымчаниным Николаевм Городецким, внучатым племянником поэта Сергея Городецкого. Лариса Сочнева — сдержанный лирик в фотографии ее объектив показывает коктебельский берег и зимой. Умеет она создать лирический настрой и подобрать к фотографиям двустишия из наследия М.Волошина, такие, например, как: «И под дыханьем межпланетной стужи, / оцепенелая в отчаяньи земля…» Работает она только с фотопленкой, отвергая современную цифровую технику.

Притягательны и цельны фотоизображения Валерия Крюкова. Он уверенно и эпично, создавая серию, снимает и «Золотые ворота», нарисованные столькими живописцами, — это ворота из скал в море, и скалу «Парус» и скалы «Ночной дозор» во Львиной бухте. Его скалы порой напоминают окаменевший водопад.

Обязательно следует упомянуть, что в фоторазделе и на сей раз принял участие автор многих масштабных фотовыставок исключительно крымской тематики – А.Н.Гусев, ему принадлежит фототриптих «Соблюдайте тишину!». Это очень созерцательные три взгляда на прибрежный мир, на треснувшие от времени, бетонные ступени бытия…

Как и во многих последних «Коктебель-Карадагах», присутствовали и панорамные фотографии известного покойного мастера Валентина Наугольного.

 

Станислав АЙДИНЯН