Станислав Айдинян
Традиционная двенадцатая, выставка «Коктебель-Карадаг» 2009 года стала в январе художественной реальностью в выставочном зале «Выхино», где волшебно воссоздалось ощущение простора, орлиного полета у прибрежных скал, гордо и горно встречающих море в Коктебеле… Такова Киммерия, воспетая Максимилианом Волошиным, чей светлый, живой портрет, кисти Ю. Куликова выразительными глазами тревожно смотрит в некогда окружавший его мир…
Цельность экспозиции, конечно же, рождается от цельности изначальной идеи вернисажа – а идея «Коктебель-карадага» восстала и проросла от Природы, чьим дыханием овеяны заповедные места Крыма. От природной естественности – сердечность, обаяние, душевная наполненность, присущие работам 100 художников, представивших свои произведения.
Черноморское побережье и легендарно и романтично. Легенды о затонувших и исчезнувших кораблях тут совершенно естественны и уместны. Упомянем в связи с этим холст «Летучий голландец» (2002), кисти И. Назарова, где в темном мареве штормовых раскатов, пенных валов, одинокий моряк на рыбачьем ялике, держась рукой за снасть, созерцает возникший у самых скал непотопляемый мираж корабельного призрака… Черный морок шторма, одинокая лодочка и призрак по палитре удивительно убедительны, неподдельно романтичны… Также весьма романтична сине-голубая «Скала» М. П. Васильева, выступающая из туманного моря. Сходный по направлению мотив и в работе А. Майстренко «Коктебель-туманность» (2006).
О многих работах выставки можно сказать – «Мал золотник, да дорог!». К этому разряду, несомненно, относится работа Т. Молюсовой — «Банька в Коктебеле» (2002), тема малого холста – тени на стене скромного садового строении. На белесом фоне стены пляшут косые тени деревьев, и над крышей баньки сама южность – россыпи ночных звезд. Тут истинно угаданы в чувстве Крым и Коктебель!
Из произведений, придающих вернисажу оригинальность, заметим выставленную в глубокой раме за стеклом витрины «каменную» работу «В горах», состоящую из среза мрамора на фоне яшмового «неба» — это портрет горного кряжа, составленный и исполненный Вл. Ерохиным. К явлениям не менее оригинального характера отнесем резную раковину ручной работы. Автор – П. Игнатов, достигающий пенной ажурности выполненных образов, среди них чудятся — Осьминог-Океан, и нимфы, Посейдон – вырезанные на раковине, они плещутся в струях морского предания…
Нестандартен и отдаленно относим к тематике Крыма, на первый взгляд, барельеф В. Кирьянова. Он сотворен резцом по дереву, подан как живопись в темной раме, и изображает усадебный дом над блестящим – вкрапление стекла! – прудом. А на переднем плане – задумчивый, скромный образ девушки XIX столетия, в длинном платье. На самом деле образы такие для Крыма были достаточно характерны в помянутый век – тогда Киммерия изобиловала имениями, поместьями, и на старинных фотографиях приятельницы Волошина по Коктебелю и Феодосии весьма сходны с образом, появившимся из под резца В. Кирьянова.
Представлен на «Коктебель-Карадаге» 2008 года и новый вид изобразительного массового искусства, это – фото на холсте. Подобные вещи называют английским словом «print», что по-английски означает «печать, печатать». Такой опыт осуществлен И. Юлмасовым и М. Лутс и называется «Демерджи», — изображены скалы в горах – видны и белые мшистые валуны, и темные, крутые вершины. Эффектная работа хорошего вкуса, издали мало отличимая от живописи, от холста маслом.
В вернисаже приняли участие и многие ветераны этой традиционной серии ежегодных выставок. Среди них на сей раз заметны: Н. Щербакова-Ионова, с неизменным мастерством акварелиста показавшая и крымский натюрморт и свою трактовку изображения Генуэзской крепости; М. Кунашов с его горным пейзажем и калиткой садика в предгорьях; О. Науменко с ее «Волошинским домом», — в этой работе, исполненной в смешанной технике, художница показала, как выглядит Дом поэта сегодня; верный своему стилю И. Рожанец выставил пуантелистический «абрис» крымского берега – «Из лисьей бухты», составленный из чуть поблескивающих точек. Известный акварелист Борис Арутюнян вновь напомнил о своем виртуозном мастерстве воздушными, световыми опытами: «Коктебель. Сюри Кая», «Коктебель. Лунная ночь», «Коктебельский дворик», — все 2007 года. Выразителен «Отлив» Иг. Хандожко, на нем от раковины мидии отливом волны уходит вода, оставляя саму раковину на песке… Из пастельных работ уютно звучны несколько листов И. Малич-Сполитак, они тоже созданы в 2007 г, — «Коктебель. Каперсник», «Лунные георгины» и др. Традиционно присутствуют работы в батике – «Легенда» Н. Тониной, «Ракушка на песке» Н. Еремушкиной.
На профессиональных выставках порой приятно видеть чисто карандашные работы — рисунок Е. Сизиковой «Сюрю-Кая» (2002) богат оттенками-нюансами, присущими хорошей графике. Сходное впечатление от рисунка карандашом В. Осмеркиной «Перед штормом» (2007).
Выставка непредставима без весомых работ ее основателя и генерального куратора, президента Федерации Акваживописи, И. И. Кочетова. На одной из их, она названа «Волна», — тон замирающего изумруда растворяется в пене морской. Не менее характерен его «Залив», где в центре листа эффектный по-куинджевски высвет, в котором видится трагически одинокая мачта кораблика, на которой нет паруса… Камерно звучен и таинственен по-осеннему и его «Ручей».
Особый и совершенно самостоятельный раздел«Коктебель-Карадага» — его «фоточасть».
На ней можно уверенно приветствовать «ветерана» коктебельских путешествий А. Гусева, как всегда выставляющего качественные фотоопусы, на сей раз из серии «100 видов Сюри-Кая». Особенно хороша фотография, где гора масштабно подана под предгрозовым дымом нависших туч.
Вместо привычных посетителям больших крымских панорам покойного фотографа Наугольного, видим малые панорамы работы Алексея Сокола из серии «Прогулки по Киммерии». Эффектна, цельна, символична работа Ал. Ганелина «Перекати поле. Тихая бухта» (2005), на ней свернутый морским ветром в колючий ком, степной кустарник, остановившийся у самой кромки берега; а близ него – собачьи следы…
Очень ценны и фотосвидетельства Бор. Пясецкого, молодого фотохудожника и хроникера, достигающего масштабности и естественного света в сравнительно небольших по объему работах, назовем из представленных трех – закатную «Дорогу в Коктебель» и «Закат в Тебе-Оба» (2007). Не осталась выставка и без тяжелых женских торсов, увиденных фотографом А. Савицким в нудистском Крыму… Они поданы «без названия», оно и понятно…
Очень емко выступил на и на нынешнем (и на предыдущем) вернисажах фотохудожник, живущий в Москве, Олег Полищук. Его философские работы «Кам-Art I» и «Кам-Art I» показывают, как прибрежные камни организуют свое пространство и пространство воды, в котором они уверенно живут тысячи лет, меняя при помощи ветра и волн свою форму, но оставляя неизменным «содержание»…
Отрадно отметить в заключение, что выставки, не сбавляя темпа, приобретают в свой состав все новые имена. К примеру, одесская художница Валерия Целоусова дебютировала на этой выставке впервые в Москве своей талантливой и тонкой акриловой работой, представляя Украину. Грузию представляли живущие в Москве известный и уважаемый за мастерство художник Юрий Авалишвили, показавший редкой выразительности стихийно-цветовую работу, и обаятельная и талантливая рисовальщица Ия Дьяконидзе. Эти имена сделали выставку по-настоящему Международной.
Станислав Айдинян,
вице-президент Творческого союза профессиональных художников