«КОКТЕБЕЛЬ КАРАДАГ» — 2009

Станислав Айдинян

«Коктебель-Карадаг» 2009 года – двенадцатая и одна из самых ярких за историю этого вернисажного цикла выставка. Возможно, ХХI век уже полноправно творчески вступил в свои права, или же, возможно, духовный импульс вулканических гор вновь достиг художественно одаренных душ, настроенных на крымское горное прибрежье … Так или иначе, традиционно проходящий в выставочном зале «Выхино» зимний показ собрал сто тридцать шесть художников разных и по стилю и по жанру, и получился в целом более мощным, по мнению многих, чем ряд предыдущих, и даже чем юбилейное, десятое «выступление-событие»…
Именно из-за общего высокого уровня художественному критику приходится не столько выбирать лучших, сколько отмечать то, на что падал взгляд, то, в чем ему мелькнула или почудилась душа Крыма и Карадага…
Вот, к примеру, заслуженный «свидетель» Коктебеля, Анатолий Майстренко, представил акварельно-гуашный «Мыс хамелеон» (2008), написанный на одном дыхании, — смелый «росчерк» эффектного ракурса, — мыс «полуостровом» рдеет в вечернем закате… Свое название он получил от того, что каждое время суток он изменяется, — там камушки отсвечивают, отражают свет, и мыс изменчив, — тон не тот вечером, что был утром… По мысу наверх, к нашему взгляду с горы бегут тропки, и будто ветерок проносится, создает движение, колышет горные травы… Вторая работа А. Майстренко, «Золотые ворота. Коктебель». Тут акцент сделан на прибрежные камни, которые «ведут» взгляд к легендарной скале по цветовому пути волн, прибоя. Художник рассказал, что тут отражено путешествия 2008 года, когда он был в Коктебеле с основателем цикла выставок, главой секции акварелистов Творческого союза профессиональных художников, И. И. Кочетовым, чьи акварели «Гора Сокол», «Реликт», «Скалы», также художественно убедительно экспонируются на выставке. Тогда, в 2008-ом, они, художники, дважды на морском катере въехали и выехали через скалистую арку «Золотых ворот», и по местному поверью, бросили в море монеты; забыли сделать это в круге первом, проехали во второй раз, еще описали круг, и монеты уши под воду, где, наверное, под песком века и века дремлют их античные собратья…
Есть среди весьма ярких работ — акварель О.Б. Грицая «Бастионы Балаклавы», где в дневном освещении умело поданы грозные и грузные скалистые бастионы-уступы, изваянные природою тяжко-основательно, одновременно овально, красиво, они спускаются к морю… Во второй акварели «Скалы у мыса Ай-я» превалируют зеленые тона, тут скалы «выглядывают» из зелени, и над ними – легкие облака…
Исключительно эффектна большая работа московского художника-дизайнера Люси Чарской «К морю» (2008), ей удалось передать жару позднего лета и сквозь ветви крымского кустарника – спуск к сине-голубому морю, еле видному внизу. Так и хочется сбежать туда, вниз, к прибрежным камням пляжа!.. Так изображавшая «пылающий» красками лондонский Тауэр и виды Парижа художница «добралась» визуально до Крыма, до Коктебеля… Правда, на ее работах подписью – печать, где явлен и интернет- адрес музыкальной студии, с которой, видимо, сотрудничала художница… Подписываться именем сайта в «нэте» — это нечто новое для наших вернисажей…
Мысу Хамелеону на этой выставке особенно повезло, его запечатлели многие и по-разному. У Ю. Вербовского он явился в холодных тонах, в особых посткубистических формах, тона охлаждаются от темно-песочного берега через светло зеленую воду к темносиним глубинам, за которыми – сам мыс, под очень тяжелосвинцовыми тучами – фиолетово-серо синий! И как хорошо нюансируют эту, во многом условную работу, чайки, сидящие на решетчатых старых перилах пристани…
А у фотохудожника Б. Пясецкого тот же мыс виден снова – с горы, но уже через куст бессмертника, работы его фотореалистичны, но и лиричны, названия их:«Те горы, где бродил Ясон», «Лишь трава, с ветром в унисон»… Сходство с работами его сестры, М. Пясецкой, представившей свои акварели «Лучи над Карадагом», «Предгорья. Святые», только в лиризме…
Исключительно сюрпризно на Крымском вернисаже выглядел цикл светоцветовых работ фотомастера Н.Городецкого, посвященный Венеции, которым он хотел показать внутреннее, психологическое сродство итальянской Венеции и крымского побережья, где италийцы, генуэзцы строили крепости. Такая старинная судакская средневековая твердыня панорамно изображена в выставленном темперно-акварельном реалистическом цикле Ольги Науменко «Генуэзская Крепость». Там она высится на фоне предгрозового дыхания широковоздушного неба… На выставке, конечно, как всегда, много акварельных работ, таких как, к примеру, акварелью (обработанной гуашью) написанные ракушки В. Шторма, остроумно-отстраненно их названные — «Частички бытия», или классическая акварельная малая «марина» Т. Удаловой «Летнее утро», на которой не белеют на еще не проснувшемся море, а чернеют в мареве восхода, две парусные романтичные фелюги. Рыбаки вышли на лов?..
Особняком, отдельно на выставке стоит работа Бориса Сафронова «Соприкосновение». Он, один из старейших художников, в этом году отметит свое 75-летие. Тема его работы – крымское зимнее небо. Он однажды действительно зимою 1949 года увидел в небе радугу, близ желтовато-белого пятна луны, в абрисе бело-серых облаков, и по памяти, не с натуры, спустя годы, дихромно воплотил это удивительное явление!..
Особенное явление «Коктебель-Карадага» 2009 года – работа Андрея Умнова «Стихия воды и космос». Художник оригинальной техникой передал волокнистое строение нашего мира. На оргалитовой основе, впрочем это более современный материал – МДФ, более плотный, чем оргалит, – так вот на нем трафаретно производится обдувка льна. При этом используются «светоотдающая» специальная краска, которая светится еще полчаса в темноте, пока картина «засыпает»! Заметим, это не фосфорная, вредная для человека краска. На вид, с мистической точки зрения, изображены «ганглионалльные узлы», своеобразные отражения в ауре нервных узлов и тканей человека, их астральные «призраки». Знал ли художник, что в Феодосии, недалече от Коктебеля, до революции жил поэт В. Дембовецкий, знакомец М. Волошина, создавший поэтический сборник «Волокна и ткани», стихотворения из которого ценили сестры М. и А. Цветаевы… Таковы тонкие, мистические «переплески» реальностей, названий и срезов времен Коктебеля-Москвы-Карадага…
Наталия Елкина еще раз доказала, что в малом можно отразить большее. Например, один из трех представленных ею небольших холстов на картоне, «Скалистый берег», написан в конце июля 2008 г. с пирса, прямо в море, с натуры. Художнице удается светло передать раннее утро, тишину теплого моря, и над морем почти прозрачную, легкую дымку воздуха… Все три ее холста — виды Аю-Дага…
К счастью, и на этом вернисаже многие отметили высокий уровень «филигранных» акварелей Б. Арутюняна. На сей раз это были зелено -лунно-изумрудные «Коктебель. Кок-Кайя»; «Коктебель, дождит». В них будто слышится сказочно затаенная тишина…
Не обошлось на выставке без коктебельских «ню» Ю. Козака, выставившего очень профессиональные, темного фона пастельные работы; как и без богатотональных акварелей Н. Щербаковой-Ионовой, без пуантелистически-светлого «Рассвета над Балаклавой» Л. Акулининой; без ялтинского стародавнего реалистического пейзажа В.Жукова «Осень в горах» (1977); без экспрессивно-импрессионистических акварелей Ю. Оболонковой; пасторально-импрессионистического «Горного ручья» А. Ермолиной; и даже без концептуально-составных очень крымских витринных «артефактов» М. Карель; и без инсталляции «Дары плато Тепсень» графика Дм. Ярошевского, куда включен фрагмент античной амфоры…
Премьерным открытием традиционной выставки стали пастозные, отмеченные ярким, уверенным калоризмом, акрильные холсты «Сосны и море», «Южный город» тульского художника Павла Ганжи, успешно выставившего свои работы, посвященные Крыму, в первый раз.
В заключение скажем, что со взрослыми выставились и самые юные художники Н. Сорокина (5 лет) и Т. Радченко (9 лет), показавшие свое видение Крыма и Мира…

Станислав Айдинян,
вице-президент Творческого союза профессиональных художников,
член правления Международной ассоциации содействия культуре,
член Союза российских писателей.