«КОКТЕБЕЛЬ КАРАДАГ III»

 

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ «ВЫХИНО»

 

В выставочном зале «Выхино», на Юго-Востоке Москвы открылась и экспонируется большая полижанровая художественная выставка «Коктебель. Карадаг III». Это уже третий подобный успешный опыт Федерации «Акваживописи» в Москве. Первый «Коктебель-Карадаг» состоялся в 1997 году в том же, что и ныне зале. Второй вернисаж был в галерее «На Песчаной».

Эта традиция выставок с первого же раза обрела известность и популярность, поскольку тематически относит ее участников и зрителей к Крыму и к выдающемуся по всемирному значению духовному центру Крыма —  к Коктебелю. Именно там, в гостях в Доме Поэта, у Максимилиана Волошина собиралась поэтическая, художественная элита России. Сегодня, как рассказал собравшимся при открытии Вернисажа, Дмитрий Лосев, главный редактор альманаха «Крымский альбом», дом претерпевает период тягот и трудностей, но все равно теплит свой очаг, ждущий тех, кто не предал высоких путей в Искусстве и Поэзии… Немало было сказано выступившими о моральной поддержке, которую успешно оказывает новосозданная традиция московских выставок, посвященных Крыму, ведь каждая из них — дань уникальным красотам тех мест, напоминание о лучистом Вдохновении коктебельских восходов над морскими бухтами, над горными грядами…

Дань Крыму на сей раз отдали 95 художников и графиков, скульпторов, мастеров прикладного искусства. Скульптура, например, представлена, преимущественно, представителями известной московской и коктебельской семьеи Арендт. Из старшего, уже ушедшего в мир иной поколения — крестная дочь М.Волошина, Ариадна Арендт и ее супруг А.Григорьев, чей скульптурный портрет Волошина стоит у Дома Поэта в Коктебеле. Наследие обоих представлено скульптурными небольшими изображениями Поэта. Интересен и «Коктебельский мальчик» А.Арендт, в его образе — один из участников еще первого «Коктебеля-Карадага»— Ю.А. Арендт. На выставке имеется и работа дочери Юрия Андреевича, Наталии Арендт «Фонарь», — причем изображен тот,на их доме, что на ул.Мичурина, 16 в Коктебеле, И уж совершенно очаровательны ее прикладные «Коктебельская птица» и «Друг коктебельской птицы». Трудно себе даже представить, что из свитой и «сформованной» в клетчатые ромбы, квадраты проволоки могут появиться столь лукавые и живые, сказочные существа, которых, думаю, надо снимать в кино — создавать по ним мультфильмы…

Портреты Волошина, хотя их и не чрезмерно, много, представлены и в графике, например, суровым, разгневанным Поэт предстает в  листе владимирского графика В.Безмельницына, —возможно, он мизображен в тот миг, когда вызывал на дуэль Н.Гумилева… Будто пылью растертых красок написана серия  воздушно-пейзажных, атмосферически-комплиментарных произведений П.К.Демиденко. И.И.Кочетов, президент «Акваживописи», выставил помимо одного из фантастических цветовых холстов  — «Рождение Карадага», из его известной серии, дотоле не знакомые малоформатные работы «Новый Свет» и «Киммерийская сосна» — созданные в совершенно другой, светлой палитре… На выставке есть и исключительно колористические серии работ В.В.Горячева и Н.Н.Вологжанина, по достоинству высоко оцененные художником и директором галереи «Выхино» А.Г.Савельевым-Извековым. Но доминанта, пролегает, естественно, в линии пейзажей — хорошо запоминаются полотна С.Бусахина «Бухта пограничная», «Весна в поселке курортном» Несмотря на, может быть, порой несколько «прямые» свето-цветовые решения, эти холсты дышат весенней искренностью, их можно отнести к перспективно-развернутым пейзажам. К тому же жанру пейзажа относится «Тихая бухта» М.В.Кунашева,— мне помнится 1985 год и тот остуженно-осенний свет, помнится и то время в Коктебеле, которое столь точно отобразил художник… Правда, это не самые старшие работы — Вяч.Коренков, впервые участвующий в этой выставке, выставил свои «Скалы Кара-Дага» и «Порт в Феодосии», относящиеся к 1979 году. Из новых участников выделим также Вл. Порошина, с его удивительным мастерством светописи урбанистического южного пейзажа… Например, в «Старом доме в Алупке»… Из молодых художников назовем О. Науменко, ее «Ласточкино гнездо» —  на монотипии— замок на встающей из моря скале…

Мы должны специально отметить  прибывших из Крыма, из Симферополя художников, их произведения  —  непростые по формальному решению пейзажи М.Лутса, исключительные по мастерству акварели Дм. Старцева, миниатюрные скульптурные фигурки и малый холст «Пещерный монастырь» И.Юлмасова…

Выставка не видится исключительно традиционной. К диалогу-раздумию о пуантелизме приглашают «Персиковое дерево» и «Голубые горы», их автор — И.Рожанец. Или, совершенно «атмосферические», растворяющие в небе взгляд работы Ю.Кулиша, или,— свободно-красочный, чуть дадаистичный, ( как и у М.Р.Черновой), но решенный по-своему диптих Ю.Долгоруковой… Или — «краткомазочная» серия А.Афоненко…

Объять 95-и ступенчатый круг дарований малореально, и все же в заключение отметим, что на втором этаже галереи был также и фотораздел. Крымская фотография вообще эффектна; здесь же были выставлены фотомастера из Петербурга, Г.Астафьева, И.Хандожко, А.Гусев, Н.Городецкий, и с ними рядом эромаринизм А.Б.Савицкого… Таким получился «Коктебель.Карадаг -2000», переведший стрелку интереса к Искусству Крыма в Новое Тысячелетие…

 

Станислав АЙДИНЯН