О МОСКОВСКОМ ВЕЧЕРНЕМ ВЕРНИСАЖЕ И ТВОРЧЕСТВЕ ОЛЬГИ ВЕРЕТИНОЙ

Фотохудожественный вернисаж Ольги Николаевны Веретиной прошел в исторической, старинной части Москвы, в Милютинском переулке, в доме, где на одной из дверей до сих пор светит латунью табличка «Лансере», свидетельствующая о том, что тут жил и трудился знаменитый художник и график Евгений Лансере.
Один из искусствоведов писал, что Е. Лансере не был задет ретроспективизмом, свойственным объединению «Мир искусства», к которому был близок. Как будто не было его темперных рисунков, на которых — корабли времён Петра Первого, или известнейший его гуашевый парадный «выход» из дворца в Царском селе императрицы Елизаветы Петровны…
Почему мы вспоминаем об этом?… Тому есть прямая художественная причина. Дело в том, что фотохудожник Ольга Веретина, в своем пейзажном урбанистическом творчестве, вольно и невольно обращается как раз к архитектурной ретроспекции старой Москвы, находя в ней большей частью европейские мотивы зодчества времён Серебряного века.
Объектив О. Веретиной запечатлевает целые архитектурные ансамбли, примыкающие к широко известному, находящемуся тут же, вблизи, дому страхового общества «Россiя». Чтобы передать грандиозность фундаментальных строений, ею уверенно использован приём «рыбьего глаза», то есть широкоугольного объектива. Этот прием, особенно широко вошедший в фотоискусство начала 1970-ых годов тут особенно оправдан, поскольку позволяет, хоть и частично, но всё же «объять необъятное». Закругленность, овальность форм этого приема намеренной художественно-оптической деформации сходен с овальностью стиля модерн, югенд-стиля, доминировавшего в эпоху Серебряного века. Среди коронных работ этого ряда «Осенний нуар», «Ночь Булгакова» и многочисленные другие.
Учтём, что это тонкое отнесение, поскольку запечатленные объективом Ольге Веретиной здания и чугунные фигурные решетки ворот, заборов, ограждений не относятся к чистому модерну. В них явственно сквозит влияние итальянских классических палаццио, отраженных в ХХ веке уже по-европейски эклектично, сдобренных выразительными скульптурно-декоративными деталями. Сам дом Феттера и Гинкеля, в котором жил Лансере, относится к псевдоготике. Однако время и дух стиля модерн витает над этими кварталами. Пронизывает, придает этой старине что-то блоковское… Мы обращаем на это внимание, поскольку у Ольги Веретиной это целая большая авторская фото серия. Важно обратить внимание и на то, что она, автор, воспринимает эту серию как своего рода вечернюю сюиту, где в красивом сходе облаков в небе над зданиями чуть изумрудно, романтически таинственно светит луна. Это своего рода лунная серия в серии, где луна — постоянный мотив, как, например, в работе «Полнолуние над «Et cetera». Кстати, театр с этим именем расположен тут же, недалеко. К той же колее отнесен «Светит месяц», «Чистые в ночь на 22 апреля». Когда в художественном произведении любого жанра изобразительного искусства есть таинственность, оно больше притягивает, зрителя, ведь вечерняя тайна так романтически привлекательна… В этом плане очень выразительна работа «Выходи из комнаты», где из приоткрытой двери подъезда дан вид на упомянутый архитектурный ансамбль на вечерней, заснеженной улице. И мы, вслед за взглядом фотографа, будто на улицу сейчас выходим. Тут отмечен динамичный момент кадра.
Своеобразие вернисажа Ольги Веретиной заключено и в том, что ее фотофиксации старой Москвы сделаны прямо около того дома, где открыт ее вернисаж. Можно выйти из авторского пространства художника-фотографа и сразу увидеть как она отразила близлежащую архитектурную реальность.
Среди работ выставки отмечаем и чисто урбанистические опыты, такие как «На рубеже двух эпох», где наше внимание автор концентрирует на малом фронтоне особнячка с четырьмя пилястрами ионического ордера пушкинских времен, он дан на фоне более поздних домов, — тут важен и человек, улегшийся прями на скамейку посреди безлюдной улицы и близ погасшего фонаря заснувший…
Интересен и образ старой женщины в дубленке, в очках, с тростью, в зимней шапке. Она, сидя вечером на улице, достает из сумки и показывает нам фигурную рамку. Названа работа «Артефакт». Она удачно и по-своему вписывается в заявленные автором серии.
Что касается новаторских кадров, то Ольге Веретиной удалось создать и такие. Прежде всего это кадр «На Покровке», где видим молодежное кафе, точнее пивное заведение, где молодежь дана за оконным стеклом. Стекло окна немного бликует, и мы будто случайно бросаем взгляд на молодых людей, сидящих в кафе, просто проходя мимо. Намеренная легкая нечеткость становится тут художественным элементом. Легкую размытость кадра видим и в кадре «Призраки», но эта работа выглядит скорее эскизом темы. К этому же ряду отнесем четыре современные молодежные фигуры в чёрном, идущие по освещенной ночной улице, прихотливо названные автором «Вестники Апокалипсиса». Однако они не свирепы и не ужасают, как сошедшие с коней всадники библейского Апокалипсиса. Просто опасностью от них, от их темных спин повеяло — таково восприятие автора…
В заключение отметим еще архитектурные московские работы — четкое по композиции «Антиохийское подворье», где наш взгляд поднимается снизу вверх к церковной колокольне, венчающей узкий меж домами проулок, освещённый старинными фонарями. И подсвеченную в вечерних сумерках «Церковь на Сретенке», от бока которой начинается ярче освещенная улица. Таковы христианские городские мотивы, без которых не представишь старую, «классическую» Москву, которая стала невольно основной темой вернисажа, причудливо названного «Неонуар на Чистых». В произвольном переводе с латино-французского — «Новотемень на Чистых прудах». Есть в старой Москве и театр, названный основателями «На Чистых», но тут он не причём. Тут важна сама по себе вечерняя, ночная, лунная тональность «фотопалитры» этого оригинального по замыслу вернисажа.
Ольга Веретина — искусствовед, член-корреспондент Международной академии современных искусств (МАСИ), почетный деятель искусств России, ответственный секретарь Профессионального союза художников России, PR-директор международного конкурса “ИСКУССТВО. СОВЕРШЕНСТВО. ПРИЗНАНИЕ“, руководитель по связям с общественностью Музея Николая Николаевича Седнина. Многомерные деятельности О.Н. Веретиной все связаны с изобразительным Искусством. Идя этим путем, развиваясь, она осваивает новые, на сей раз вечерние московские горизонты…

Станислав Айдинян,
председатель отделения искусствоведения Международной академии современных искусств, действительный член Европейской академии естественных наук, искусствовед Федерации Акваживопись, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов, заместитель председателя Южнорусского союза писателей.