Новые горизонты творчества художницы Ольги Науменко

 

Истинное соприкосновение с прекрасным никого не оставляет равнодушным. Художник, находящийся в творческом поиске, всегда интересен зрителям.
В выставочных залах Межрегионального общественного объединения “Музей Человека”
c большим успехом прошла очередная персональная выставка художницы Ольги Михайловны Науменко, — “Итальянский альбом”.

Название этой обширной экспозиции не случайно. В нём соединились две ассоциации — слова “Италия” и  “альбом”. Мы сразу вспоминаем  певучее наименование древней земли на Апеннинском полуострове и  “Вечерний альбом” – пер вый из сборников Марины Цветаевой, одного из любимых поэтов Ольги Науменко. Кстати, занимаясь много лет  Цветаевской темой, Ольга  ранее уже создала серию художественных работ, посвященных цветаевским местам Европы.

            Наблюдая за творчеством художницы почти десять лет, видя её работы на коллективных и персональных выставках, можно отметить несомненный творческий рост. Пора ученичества уже давно прошла. Мы видим в работах Ольги Науменко зрелый взгляд человека творческого, много работающего и неустанно развивающего своё мастерство. Ольга Михайловна Науменко – москвичка с высшим художественным образованием. С 1994г. – член Творческого союза художников России, Международной федерации художников; с 1995г. – член Международного Художественного Фонда; член ”Федерации Акваживописи” с года её основания, с 1999г. – член Творческого объединения “Ирида”. С 1991г. —  постоянная участница множества коллективных российских и международных выставок. С 1993г.  – провела около 20 персональных выставок в Москве и три в Германия. Работы находятся в галереях и в частных коллекциях в России и за рубежом, в том числе — в Швейцарии, Германии, Италии. Её иллюстрации к статьям, рассказам, материалы о её творчестве, воспроизведения ее живописи и графики, также и ее стихи — публиковались в московских газетах и альбомах.

            Нельзя не отметить свободу цвета, присущую картинам этой емкой, освещенной обретённым мастерством, выставки. Эту пронзительную свободу цвета мы видим в картинах, выполненных маслом: “Венеция. Гранд канал”, «Венеция. Гондолы у причала набережной Сан Марко”, “Рим. Набережная Тибра и мост Сан Анджело” и  др. Мы видим светоносность в работах О.Науменко. Ей присущ романтический реализм и черты импрессионизма в передаче светотеневых отношений. Картины словно излучают свет, озаряют зрителей солнцем и теплом Италии. И сама земля Италии, наверное, способствовала этому очередному творческому взлёту художницы. Всё это – природа, храмы, руины, следы пребывания великих, создают незабываемое впечатление. Италия ещё с Римских времён осталась могучим явлением культурного бытия. Ощущение восторга от природы и архитектуры Италии удалось передать Ольге в её художественных работах: “Венеция. Вид на храм Сан Джорджо Маджоре”, “Италия. Город Тосколано”, “Вид на Верону от руин римского театра”, “Падуя. Храм Св. Антонио”, “Рим. Вид на Форум”, “Рим. Колизей”, “Рим. Лестница у Пьяцца ди Спагна”, “Северная Италия. Озеро Гарда”, “Сан-Марино. Вид с горы Титано на Римини”. “Северная Италия Гардоне Ривьера”, “В предгорьях Итальянских Альп”. “Верона. У входа в Римский театр”,  “Флоренция. Церковь Санта Кроче”, “Окрестности Неаполя. Руины Помпеи” и др., выполненных акварелью, темперой, гуашью, пастелью, тушью и пером, маслом.

            Многие российские художники, литераторы, музыканты черпали вдохновение от природы и культуры Италии. В России всегда была популярна итальянская музыка. В 50-ых годах у нас, например, звучала “Песня гондольера”: на выставке представлены пейзажи с гондолами и портрет гондольера, выполненный маслом с натуры. Художнице удалось передать ритм жизни Венеции с её узкими улицами-каналами, снующими по ним гондолами, бесчисленными мостиками, шумными пристанями и площадями. Отражения прекрасных дворцов на зыбкой глади каналов мы видим в работах “Венеция. Гранд канал у Пескерии”, “Венеция. У мостика”, “Венеция. Кампьелло Кверини Стампалья” и др.

            Выставка панорамно-объёмна по своему масштабу и разнообразна. Здесь есть и карнавальная тема:  “Карнавал в Венеции”,  “На карнавале”,  “Карнавальная маска” и  т.д. От Венецианского карнавала веет чем-то запредельным, с одной стороны – ощущение радости, с другой – ощущение мистики перевоплощения и театрального действа. Ольга Науменко передала в своих картинах динамический дух, праздничность карнавала.

             Но всё-таки основное в экспозиции – пейзаж. Пейзаж – это её путь, в котором она, год от года всё ярче проявляет своё дарование. В представленных реалистических пейзажах чувствуется пленэрная лёгкость и внутреннее свечение. Для настоящего живописца важно умение импровизировать. И это есть в пейзажной летучей живописи Ольги Науменко. В её работах –  мастерство передачи сокровенного, того, что есть в воздухе, природе, архитектуре. Играют красками написанные с душой и чувством работы, выполненные маслом: “Венецианский канал”, “Мост вздохов”, “Падуя. Капелла Скровеньи” и др. Особенно приветствуется работы: “Венеция. Храм Марии делла Салуте”, “Венеция. Гондолы у причала”, исполненные гуашью и темперой.

На открытии выставки прозвучали положительные отзывы кандидата искусствоведения Г.И.Пикулевой, члена МСХ, одного из старейших художников Москвы А.Ф.Школина и других художников. Было оглашено приветствие от Российско-итальянской Академии Феррони.

            Красота Италии будто аккомпанируется кистью таланта художницы Ольги Науменко. Её картины узнаваемы. Они излучают свет, тепло, они согревают. Можно пожелать творческих успехов этой талантливой художнице.

Ст. А .Айдинян,
искусствовед, директор культурных программ Спейс”.