СЕДЬМОЙ «КОКТЕБЕЛЬ-КАРАДАГ»

Станислав Айдинян

Большой, двухэтажный Выставочный зал «Выхино», которым ведает Управление культуры Юго-восточного административного округа Москвы. Здесь, на ул. Ташкентской, № 9 уже пятый раз из семи открывается исключительно объемная по охвату выставка «VII Коктебель-Карадаг».

Выставки эти и по своему общественному значению и качеству давно уже выдвинулись на ведущие места в художественной жизни столицы Российской Федерации. Седьмой «Коктебель-Карадаг» успешно открывает для многих художников и их поклонников вторую половину зимнего сезона 2004 года…

Крымская тема раскрыта здесь разными техниками, художественными средствами, жанрами. По сравнению с предыдущими вернисажами появились и впервые обретенные новационные моменты – это оригинальный «набивной гобелен» Н.Шиллер «Коктебель 100 лет назад». Мало того, что гобелены никогда в серии выставок не выставлялись, а тут цветовая гамма действительно «акварельная», волошинская. Каскадами – калейдоскопические ряды вшитых в квадраты фрагментов – ни одного повторяющегося.
Не было никогда дотоле и компьютерных демонстраций фотофильмов, что скорее свойственно искусству авангарда. В этой колее представлены цифровые фоторяды сопровождавшиеся музыкой или звуками природы – «Дыхание Океана» и «Сказка странствий» Д.Коробова, Е.Борисова, Д.Ломанова. К новым явлениям отнесем и декоративно-графические миниатюры Ив. Игнаткова, выполненные золотом и серебром по цветной бумаге, очень аскетичные по выразительным средствам но, одновременно, стильные… Темы их классико-символические, греческие – «Слепцы», «Священный сад Нестория Константинопольского»… Крым и эллины – понятия нераздельно слитые.
Однако основной упор экспозиции традиционен в лучшем смысле слова. С нашей точки зрения исключительно удачно выступил Ал. Звягин с двумя большими акварелями из цикла «Татарская деревня». Волшебная мягкость текучей и таинственной реальности, диалог двух друг к другу склонившихся черных женских фигурок, а в неком отдалении – фигура белая – тонкий контраст…. Здесь все живописно и плавно-изящно без тени слащавости. И.Хандожко также создал отменную акварель «Крымский берег», а в другой части экспозиции выставил впервые две миниатюрные линогравюры. В несвойственном ей жанре выступила и О.Науменко: не акварель, а пастель «Воспоминание о Коктебеле» показала создательница венецианского веера изображений… Морская стихия хорошо отражена Л Гальпериным в его «штормовой» маринистической акварели «Регата. Вид на Аю-Даг» (2003). В скобках отметим что на последнем «Коктебель-Карадаге» подавляющее большинство работ – новые, родившиеся в 2003 году. Не забудем оригинальность ракурса, наклона больших прибрежных камней на работе С.Бусахина «Хребет Карадага».. Своей постоянной, продолжающейся теме верен Иг. Ив. Кочетов, вдохновитель и фаундатор всех «Коктебель-Карадагов», благодаря усилиям которого улучшается год от года состав выставок, обновляется состав участников. Он продолжает выставлять его известную серию «Рождение Карадага», «заглядывающую» в огненные недра вулкана, рядом — еще две характерные его творчеству акварели. Радует глаз и богатство чисто акварельных цвето-световых расплесков на двух «Крымских пейзажах» В. Гоги. Очень романтичны произведения С.Федотова, реалистически основательны миниатюры Н.Чекстер…Запоминаются «Падающие скалы» В.Уварова; историко-легендарные по сюжету пастели Козака. Есть на выставке место и чистой абстракции, таковы «Птицы и розы» Ю.Мовчан, «Алые паруса» С.Рафальского. К ним по впечатлению примыкают фантазийно-цветовые работы потомственной художницы О.Окс «Неведомый берег», «Цветение жемчуга» Н.Кедровой, батики Л.Коган и А.Спириной. Меньше чем раньше наблюдается портретов М.Волошина, точнее дан один сравнительно большой портрет друга сестер Цветаевых, исполненный Ю.Куликовым; в его передаче художник и поэт серьезен, грустен, каким он был в последние годы жизни…
Нужно еще и еще отметить многие имена и произведения. Но пора сказать о полноправной и немалой части экспозиции, разместившейся на верхнем, балконном этаже. Там традиционно выставляются фотохудожники. Наиболее интересной из представленных Ю. Харламовым работ выделим ту, 1998 года, где мыс Хамелеон прорезан венами дорог… Как тонко передала фотография малые бурунчики волн прибоя… По-хорошему верен себе уже известный фотомастер Н. Городецкий, внучатый племянник поэта-классика, он сделал акцент на очарованиях моря. «То, что под ногами» — это взгляд объектива прямо в гущу гальки и водорослей, какими мы видим их, ложась на берег после купания Недалеко — фотографии Г. Астафьевой. Это «Осень», — виртуозно уловленный взрыв морских брызг. «Сосна в Сурб Хач» — из тумана выходит к нам торжественно и сдержанно высветляясь,.. пиния. Также из заметных явлений вернисажа назовем фотопроизведение Ларисы Сочковой, где Карадаг увиден со стороны Биостанции. Автор правомерно привела в волошинских традициях строки: «Как рухнувший готический собор, / Торчащий непокорными зубцами, / Как сказочный базальтовый костер…» Да, строки эти более чем подходят к несколько Каспар Давид Фридриховской по духу, действительно «готической» фотографии. Отметим и работу целой студии, представляющей работы Ю.Гладкого, который не только «свидетель» Коктебеля, нет, он символист, — ибо на его постановочной фотографии — будто брошенная с неба старая пишущая машинка, – как упавшее с Неба Слово. Иные же фотофиксации Гладкого по признанию многих вызывают споры, – можно ли постаментом для инсталляции делать могилу, надгробие самого М.А.Волошина?!. Кстати, упомянутая работа явно не лучшая в представленной им подборке.
В заключение выразим главе дирекции зала «Выхино», Председателю Правления объединения художников «Родник», живописцу А.Г. Савельеву-Извекову благодарность за деятельное и многолетнее участие в целой культурной программе, целом общественном движении «Крым-Карадаг». Его стараниями зал стал известным «центром» этого духовно наполненного и жанрово многообразного тематического направления.

Станислав АЙДИНЯН,
директор культурных программ «Спейс».