ШАЛВА БЕДОЕВ И ЗАРИНА КАБУЛОВА — «АРТ-ДУЭТ»

Выставка под звучным названием «Арт-Дуэт» объединила в государственном выставочном зале «Творчество» на улице Таганской в центре Москвы два связанных друг с другом художественных дарования – учителя и ученицу. Заслуженный художник России, народный художник Осетии, член-корреспондент Российской Академии художеств Шалва Евгеньевич Бедоев и ученица творческой мастерской профессора Бедоева, член Творческого союза художников России и член Московского союза художников – Зарина Кабулова, достойная продолжательница традиций, воспринятых от своего Учителя…

Не ошибусь, если скажу, что «Несение Креста» — одна из наиболее классичных по сюжету картин выставки. Принадлежит она кисти Шалва Бедоева. Христос в терновом венце несет Крест страдания своего предрешенного. Фигура Христа почти горизонтальна земле и крест одним крылом почти касается земли. Тяжела ноша Спасителя. На лице скорбь, но и некоторое спокойствие. Недоумение? Нет, скорее сожаление о человечестве, им оставляемом… за плечами. Именно за плечами, за Крестом, — и это важно, — за пределами страдания божественного – люди. Мирское многоголовое стадо людское – осуждающее, волнующееся, сочувствующее, глумящееся, суетное… Свидетели несения креста – по своему отношению к Спасителю и делятся на категории, — зло ли носят в душах они, или добро… — так поясняет Художник, — Есть зло, есть добро, есть равнодушие, есть страстная, возвышенная вера. Если человек избранный мудро духовен, он страдает за всех…

Теперь перенесемся к совершенно другой работе Ш. Бедоева. Это «Натюрморт». Нам сразу показалось, что традиционно жанровым содержанием изображение не ограничивается. Мало того, что это изображение высокого вкуса и абсолютно самостоятельно выработанного стиля, это еще и символически выраженное торжество жизни – оно зримо и незримо разлито в изобилии винограда, груш – плодов земных, источающих жизнь средь облакоподобных построений…

На одном из символических холстов Бедоева человек на скачущем коне стремится сорвать яблоко, – в жизни так и бывает – жизнь проносится как конь через мгновение, и неизвестно – успеет ли всадник сорвать свое яблоко?.. По периоду написания к этому холсту близка и другая картина, где изображено колесо жизни и времени. Ангелы летают над колесом, они охраняют человека. У одного из них в руке яблоко соблазна. Очень емкий и философски глубокий художественно смысловой ход!..

Ш. Бедоев говорит, что дыхание холста должно быть свободным. Если у художника не получается какой либо холст, и на нем видно усилие его творца, он его оставляет на некоторое время и потом с новой и иной силой переписывает – тогда наново возникает ощущение легкости.

Ощущение легкости, полета у нас появилось сразу, как только мы вошли в освещенный зал. Со стен смотрели холсты разной цветовой палитры, однако почти во всех них сквозила легкость, достигнутая и в тех изображениях, где царят сине-задумчивые, тихие по своей сокровенной природе тона.

О картине «Легенда», где видим кентавра, обнимающего женщину и арфу, — Шалва Евгеньевич афористически заметил —. Что в жизни красивее женщин и музыки? Музыка вообще в его мировоззрении доминантна. Об этом он, выступая на открытии сказал – В душе должен быть Моцарт!

В картине «В райском саду», относящейся к самому последнему периоду творчества, художник стал отходить от манеры Al prima, то есть от моментального воспроизведения переживания – при остающейся эмоциональной полноте он стремится создавать более вывереннаую живопись. Героиня картины на поверхностный взгляд лежит, а на самом деле она парит над пространством сада…

Ш. Бедоев представил на московский вернисаж и несколько эмалевых работ на медной основе, они богато разнообразили выставку, на которой большинство работ были традиционно написаны масляными красками по холсту. Об этих основательных художественных опытах, из цикла «Небесный всадник», скажем, что автору пришлось по девяти раз производить обжиг, чтобы добиться желаемого и задуманного совершенства.

Зарина Кабулова, получившая в последние годы признание как своебразная художница, выставляющийся на многих самых престижных и звучных выставках в столице России, наравне с мастером-учителем показала в зале «Творчество» не меньшее количество интересных и наполненных в смысловом отношении работ.

В центре всей экспозиции представлено полотно Зарины «Под знаком Гепарда», уже участвовавшее в ряде вернисажей. Оно переработано и дополнено, по сравнеию с первоначальным замыслом. Но сохраняется выраженный в ликах принцип дуальности всего мирского и по-своему выбивается из условного марева плывущих цветовых гамм чистый, возрожденческий по звучанию женский лик, и рядом – пышащая соблазном, оскаленная морда гепарда и маска, за которой скрыто все опасное и земное… Особое напряжение картине придает рука человека со страдающими, скрюченными пальцами, это рука – из иного бытия…

То, что Зарина Кабулова была изначально достойной ученицей Мастера, доказыкает одна давняя работа, относящаяся к 1997 году. Название ее – «Притяжение». Вот уж мал золотник, да дорог. Это очень удачная, талантливая работа. Богатая по фактуре, загадочная. В ней есть нечто от древних восточных ковров, что-то от гобеленов… На нее хочется смотреть долго-долго. Она мягка и не утомительна. От нее веет всей мудрой неспешностью Востока. Она по-своему и очень индивидуально ритмична. Когда мы с Шалвой Евгеньевичем подошли к этой работе Зарины, он сказал – Вот пример того, когда художница прекрасно чувствует живопись, многое видит, понимает и изображает из души…

Одобрил Ш.Бедоев и другие работы своей ученицы, которые она создала уже трудясь на ниве искусства в Москве, давно покинув художественно-графический факультет Университета им. Косты Хетагурова, где и преподавал ей в свое время учитель.

К таким работам относится  «Каньон» (2000), также как и «Под знаком Гепарда», относящийся к центральной части экспозиции. Это картина интенсивных, углубляющих в себя цветовых объемов, в которых фантазийно провидится межгорное пространство. Но оно не замкнуто, напротив, оно разомкнуто в синеющие дали… зовущие в свою уходящую от нас протяженность. Совсем иное впечатление производит также размещенное рядом произведение «Соната». В нем декоративный элемент расцвел во вполне законченную цветовую игру абстрактного жанра и характера. Там нет столь явственных выходов в задние планы, как в «Каньоне», поскольку поставлена иная, на сей раз цвето-музыкальная задача. И исполнена она в рамках избранного жанра профессионально удачно.

Нельзя не обратить внимание и на целую серию больших, емких по вложенному труду работ Зарины. В них – продолжение начатых несколько лет назад художественных исканий. Художница стремится войти в мир, исторических образов, мир, освещенный важными культурными открытиями, которые определили современное состояние европейского искусства. Эта ее черта не удивительна, так как прослеживается и у ее учителя, Ш.Е.Бедоева, которого выступающие при открытии вернисажа искусствоведы сравнивали (указывая на неподражательный характер сходства) – кто с Никола Пуссеном, а кто с сопряженным с духовными сферами, тончайшим Одилоном Рэдоном… И Зарина в русле своих разработок уже уверенно год от года обретает свою самостоятельную линию, по корой стремится к совершенству. Общее с Мастером-учителем в подходе к плотности фона, плотности второго, третьего и так далее планов… В насыщенности. Хотелось бы, чтобы и она, взлетев над утяжеляющими коричневыми тонами, вознеслась в прозрачно просветленную ясность, которая уже брезжится – на подходе в избранных фрагментах лучших ее выставленных, и еще ждущих своего часа и зрителя, работ.

Зарина – человек талантливый, многое готовый впитать и многому научиться. В ее отношении к миру не наблюдается досадного зазнайства. При всех своих достижениях она с должным уважением относится и к Учителю и к пройденному ей периоду ученичества, понимая, что нет пирамиды без основания.

Потому интересны ее работы – «Ренессанс», «Возрождение» — весьма сходные друг с другом по теме и по творческому методу. На них — выступающие из красочного фонового слоя лица и фигуры, данные абрисно, почти одной линией – что очень сложно и свидетельствует об обретаемом мастерстве.

Что касается ассоциативного звучания этих изображений, то они живо напомнили, как в фильме Феллини «Рим» съемочная группа приезжает через дождь в римские катакомбы. И там, под лучами прожекторов, перед Феллини проступают из стен века и века назад созданные раннехристианские фрески… Вот к каким воспоминаниям из области мирового искусства приводит художница. Хотя надо заметить, что по форме картины эти не раннехристианской тематики, изображенные на них силуэтно-объемно фигуры действительно духом своим относятся к Ренессансу, ко временам Возрождения…

Художник Эдуард Дробицкий, глава Творческого союза художников России,

выступая на вернисаже сказал, что искусство пришло от наскальной живописи, к ней и возвращается, сколько бы ни было изобретено всевозможных «измов». Он имел в виду изначальную необходимость естественности взгляда художника в мир во все пройденные и будущие времена. С приветственными обращениями к гостям вернисажа выступили — сенатор, представляющий Совет Федерации, А.С. Дзасохов; доктор искусствоведения И.Б. Порта; художница Г. Мазурская; известный телеведущий Лев Новоженов, который сказал, что Россия в свое время покорила Кавказ, а сегодня Кавказ завоевывает Москву в сфере живописи, в сфере искусства.

Станислав Айдинян,
член Союза Российских писателей,
искусствовед Федерации Акваживописи,
член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов