«В Рождество на Страстном…» — художественный вернисаж в Библитеке имени А.П. Чехова

«В Рождество на Страстном…» — праздничный новогодний вернисаж в Библиотеке им. Чехова на Страстном бульваре в самом центре Москвы. Этот выставочный зал давно зарекомендовал себя как культурный  центр, где за последнее десятилетие прошли многие звучные художественные акции. На сей раз можно уверенно приветствовать выставку, собранную стараниями Продюсерского центра «Interline», который возглавляет Юлия Гладкова.

Сергей Ефремов – верный своей художественной манере и яркой палитре художник умело и тонко воспел улицы Москвы и Парижа. Его тема – это крыши и улицы городов, – переплеск, – от ярких до сдержанных красок. И соединение корпусного пастозного мазка с общим неоимпрессионистическим стилем изображения. Холсты С. Ефремова очень живые. Он художник-мастер с большим выставочным опытом. Сиреневые сумерки города соседствуют у него с городскими сценами – две женщины под зонтом – старая и молодая беседуют, а над ними – золотые, осенние, пылающе желтые кроны деревьев… Ефремов любит подметить характерное, точное по настроению. Например – такова у художника старинная домовая дверь и неподалеку дремлющий кот… Лаконичные и выразительные.

Совершенно иное творческое направление представляет на выставке аппликативно-коллажные, нитяные произведения талантливой художницы Любови Хитьковой. Вот что она сама написала о своем оригинальном, своеобразном творческом методе, который стала развивать уже после того, как она отдала двадцатилетие преподаванию изобразительного искусства и черчения – «Художница стала экспериментировать с нитками- толстыми, тонкими, гладкими, кручеными, шерстяными, хлопковыми… Потребовалось много времени, чтобы понять, как с помощью ниток передавать воздух и объем предметов, разные материалы и фактуры- от стекла до коры старого дерева, от нежной кожи ребенка, до лохматых ушей спаниеля. Работа в этой новой технике объединила в себе живопись и декоративно-прикладное искусство. Сначала художница придумывает и рисует карандашом на ДВП  свою будущую картину, продумывает ее цветовое решение. Материалом для картин вместо привычных  красок служат мелко нарезанные нитки»… Несмотря на столь сложный прикладной метод, работы художницы отличает проникновенный, теплый, прочувственный реализм. Чувствуется, что перед нами профессионал, окончивший художественно-графический факультет вуза… У Л. Хитьковой очень убедительны речка с мостом и церковью на холме, и тетерев в елово-березовом зимнем лесу: но более всего восхищает портрет удивленной голубоглазой рыжеволосой девушки в белом капюшоне, в платке, накинутом на плечи. Психологическая глубина портрета говорит о полной победе художницы над избранным ею для творчества материалом, в наше случае сложно нитяным.

Никак не менее украшают выставку «морозно-снежние», «просторные», объемные по цвету произведения Андрея Люмеса (Абрамова). Он – певец заснеженных, живых, дышащих свежестью пространств России. И что бы ни рисовал этот вдохновенный художник – тени ли берез, ложащихся на освещенную солнцем загородную дорогу, или до синевы заснеженный еловый перелесок – везде он побеждает своею кистью невозможность передать Природу в ее морозном, зимнем, солнечном, утреннем перводыхании. А на другом его полотне солнечный встающий снизу свет становится лирико-визуальным лейтмотивом полотна, определяет контрапост всей композиции, — дороги, нависших заснеженных ветвей, тонких как вербы… Исключительно естественно Андрей Люмес рисует русский загородный, отдаленный мир. Исключительно удачна, загадочна  картина «Поземка», рисующее освещенное закатом зимнее просторное поле. А. Люмес-Абрамов пришел к станковой живописи поздно, ранее занимался реставрацией антиквариата, но он все равно полноправно обрел ту сказочную реалистичность, к которой стремилась его поэтичная кисть.

Валерия Тор (Крайнюченко) – представила вниманию столичных зрителей целую галерею своих разнообразных художественных работ. Из их разноцветья укажем прежде всего на ее очень трогательного и несколько грустного, даже чуть обиженно глядящего на нас, «Ангела»… Это, можно сказать  — «портрет» почти со слезой!.. Но над головой Ангела – золотой нимб, который говорит о серьезности этого скромного светлого образа…

Валерии удается передать в пейзаже сдержанно-тихую поэтичность заснеженной зимней реки. Она рисует и  натюрморты. Ее цветы живут прежде всего цветом. Пионы она изобразила вроде как в порыве ветра, уносящего над ними мелкую зеленую листву. Так передан «ветровой» романтический порыв. Натюрморты Валерии экспрессивно динамичны, размашисты. Они как будто внутри изображения движутся…

Сложносоставные коллажные работы Екатерины Шукшиной очень существенно расширяют горизонты рождественской, новогодней выставки Продюсерского центра «Interline». Е. Шукшина – филолог-германист, переводчица немецких классиков-прозаиков, отдала годы журналистской работе – в международном отделе «Литературной газеты», работала в известном издательстве АСТ. Тут, на вернисаже, предстает иная – не менее творческая по своей сути ипостась Екатерины, старшей дочери писателя, киноактера Василия Макаровича Шукшина.

В ее работах трогает внезапная характерность – но она у нее «пробивается» как будто через призму детства, когда для игры ребенок, спонтанно учась эстетике, создает из пуговиц и элементарных изображений и линий свой мир. Есть у Екатерины Шукшиной, среди разных коллажных опытов и не детские работы. На одной из них – на красноватом фоне – в нависшей над условным «пианино» — изогнутая, преувеличенно графичная, данная фактически всего двумя линиями – фигура пианиста. Но в этой фигуре, изогнутой причудливо над инструментом, угадывается и что-то муравьиное… Скрупулезная всепоглощенность – своим слухом? – исполняемой музыкой?… — Черные ноты «высыпались» из изображения на рамку…

В той же серии – коллажно-графических миниатюр и работа, названная автором «Зоопарк», где самое отчетливое – ухо и глаз слоненка за решеткой в зоопарке. От решетки удаляются малые фигурки – графические «иероглифы» – это отец с сыном? – Так художница в коллаже подает психологические элементы графической абстракции, по-детски незатейливой, по-взрослому задумчивой, сказочной. По-разному найденные осколки такой полудетской эстетики художница воплощает и в своей работе «Океанариум» и в других работах большого авторского цикла, представленного на выставке…

 

Станислав Айдинян,

заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников по общественным связям, вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, академик Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук.