Выставка «ARSEССИЯ-2019» Андрея Умнова в Доме-музее Марины Цветаевой

Среди наиболее ярких художественных событий столицы России, по нашему мнению, — выставка Андрея Умнова, названная автором «ARSEССИЯ-2019», проведенная в октябре 2019 года в Доме-музее М. Цветаевой в Москве.

Семья Цветаевых имеет прямое отношение к изобразительным искусствам, так как ее глава, заслуженный профессор Московского императорского университета Иван Владимирович Цветаев, специалист по античному искусству, издавший большой, основательный «Учебный атлас античного ваяния» (1890-94), был создателем Музея изящных искусств в Москве, нынешнего ГМИИ им. Пушкина.

Андрей Умнов с самых ранних лет был сопричастен изобразительному искусству. Закончил Лицей имени С. П. Дягилева в Екатеринбурге, — эта известная школа искусств была во время его учебы принята в программу ассоциированных школ Юнеско. Закончил и Новогиреевскую художественную школу, а потом и Театрально-художественное училище в Москве. В процессе учебы Андрей получил эстетические основы для художественного восприятия мира. Был замечен и выделен как выдающийся ученик своими преподавателями. Выставляться начал еще учеником, с 1984 года. Он мог пойти по пути исключительно театрального художника. Театральный художник в нашем понимании это человек, обслуживающий художественные потребности театра, в самом широком смысле этого понятия. И А. Умнов тотально овладел мастерством бутафора, что позволяет ему работать в мастерских Большого театра. Он подготавливает для сцены необходимые артефакты, которые становятся «подробностями» конкретных постановок. И все же у нашего Мастера есть отдельная от Большого театра колея творчества, и плоды именно этого, внесценического, самостоятельно творческого направления и были представлены в одном из залов Дома-музея М. Цветаевой в Москве, в Борисоглебском переулке.

Мы видим на этом вернисаже причудливые формы, эстетически организованные ментальные построения. Андрей Умнов не просто умеет что-либо представлять и потом представленное рисовать, нет, он создал целый свой художественный мир, который в корне отличается от других миров, от иных творцов, создавших свои художественные миры, свои прочтения реальности и ирреальности… В его картинах столько же много «измышленного», намечтанного, воображенного и потом понятого и реализованного, как и в четких, простых, читаемых объектах и фрагментах…

Есть у Андрея Умнова работы, которые сразу потрясают нас своей эстетической наполненностью. В этом смысле весьма показателен диптих «ART-n-ФАКТ». На одной части изображен выделенный автором – «star up»- аспект; на другой, по замыслу автора, явлен «DP-2 портал». Диптих напоминает издали фантастические часы, цифры тут причудливо расположены небольшими «гирляндами» среди технических деталей и винтов, на фоне, который напоминает поблекшую металлическую латунную, немного блестящую основу… И мы начинаем догадываться, в чем возможный смысл названия «ART-n-ФАКТ», — тут говорится о Искусстве и Фактах в определенном Ритме!.. Факты проходят через ритмы восприятия. А ритмы в человечестве – это и есть наша жизнь, — День и Ночь, Солнце – Луна, Прилив – Отлив… Это то, с чем работает наше воображение, а более того – подсознание. И вот, исследуя подсознание, а не только сознание человека, Андрей Умнов умудряется делать работы, в которых зашифровывает своего рода послания Человечеству. То есть это послания  к тем, кто не равнодушен, кто заинтересован в том, чтобы прочитать эти послания…

По нашей просьбе он сделал несколько вербальных описаний своих картин, можно сказать опытов «расшифровок». Вот что, например, мы можем прочесть в отношении его панно «РЕВЕРСЕССИЯ». Художник пишет, что он изобразил – «…ситуацию обратного действия и регрессивных взаимодействий. Панно отражает, очень условно и символично, схему течения времени вспять…». Андрей позволяет нам «…умозрительно погрузиться в действие времени на реверсе, в обратную сторону», — «Цифры три и девять – обозначение циферблата наоборот. Движение на плоскости стремится по часовой стрелке, а циферблат отображен в обратном направлении. Завихрения – некие неизученные субстанции энергетически активного характера…».

И тут вспоминается эпизод из знаменитых «Воспоминаний» Анастасии Цветаевой, сестры Марины Цветаевой, где она пишет о том, как они в детстве с матерью Марией Александровной ходили к тому месту берега над рекой Окой близ дачи Песочное в Тарусе, где был природный оптический эффект, иллюзия – виделось и казалось, что река течет вспять… «— Она текла вспять, как время! – и Анастасия Ивановна добавляла – В маме иногда бывал демонизм тоски!.. – И тревога, тоска отражались в нас…» Смертность этого мира символизирована была этим иллюзорным движением Оки вспять. Вот на какие воспоминания могут натолкнуть нас, казалось бы абстрактные по построению, творения художника-мастера Андрея Умнова.

Но заметим, что «РЕВЕРСЕССИЯ», как и другие работы художника совсем не навязывают нам того или иного излишне конкретного, строгого и определенного прочтения… Мы можем тут же, на лету, изобрести свое прочтение работы. Потому можно прежде чем смотреть на произведение, не углубляться в прочтения пояснений автора, а сначала увидеть, пережить свои эмоции, погрузиться в свои ассоциации, и лишь потом прочесть тексты-объяснения картин, узнать первоначальный замысел автора. Тогда будет «столкновение» впечатлений и художественный эффект окажется намного сильнее, состоится «творческий диалог», и он будет более эмоциональным, оттого лучше запомнится!..

Для нас немалая ментальность, продуманность автором этого вернисажа не ставится под сомнение. Она по сути для нас определена. И нечто подобное наблюдалось на более ранних персональных вернисажах Андрея Умнова, проходивших в Москве. Однако указанная ментальность «обарывается» исключительно емкой эстетической составляющей этой выставки. Возьмем, например, находящуюся в центре экспозиции работу «КВАРКЦЕССОР. 2017». Она может быть принята за некий странный, красивый, лучистый и тайный розенкрейцерский символ. Этот образ говорит нам и своею красотою и таинственной возвышенностью исходящего от него «веяния», о чем-то давнем, древнем… В нем есть и нечто орнаментальное. Орнаментальность не может не быть у художника, имеющего театрально-художественное образование, однако довлеет в нашем случае Идея, Мысль, за которыми уже потом следует орнаментальный аспект воплощения… Орнаментальность, правда еще более рельефная, присуща также и известнейшему художнику Театра Игорю Четверткову, чьи произведения приведены в учебниках, по которым учатся театральные художники.

У Андрея Умнова видим в работах и Вселенские посылы, и разные трактовки Проблемы Времени, обращения к проблеме Вечности, Вере в Высшее начало миров, к Подсознанию, к соотношению разных планов Бытия, и даже к Космизму, — на одной из работ Метеорит приходит с неба как Испытание в этот подлунный мир… Так трактует художник.

«Зрителю нужно согласиться, или опровергнуть увиденное!» — говорит Андрей Умнов.

Леонид Феодор, заслуженный художник России, академик АРС, РАНИ, МАКИ, сказал на открытии выставки «ARSEССИЯ-2019», — что он ценит художника Андрея Умнова, члена Творческого союза художников России, его секции «Тетра Арт», которую профессор Л. Феодор в Союзе и возглавляет. «Умнов активный и многолетний участник коллективных выставок союза. Хочу добавить к сказанному о творчестве Андрея, что нему свойственно некоторое Евразийство. В его творчестве есть и русские и восточные концепции. Возможно и буддийские, так как самые ранние годы его прошли в восточных землях (Родился он в Казахстане, в Караганде). Какие-то элементы его работ напоминают древние мандалы. С другой стороны у него есть черты европейского концептуализма. Человек этот мыслитель по своей сути. Если почитать названия его работ, они уже могли бы составить целую книжку. Ему присуще глубокое понимание того, что он хочет сказать. Он действительно виртуоз в рельефных и живописных своих вещах. У него есть и не представленная на этой выставке прекрасная графика. Он по многообразию своего творчества и возможностям у нас прями «многостаночник». Конечно, оказало влияние и его театральное образование…  Нас безусловно радует, что в секции есть такой талантливый художник, виртуоз, исключительно плодовитый, который много и истово трудится». Так высказался при открытии Л. Феодор.

Из отзывов зрителей – «Очень интересная выставка! Новаторская, необычная. Останавливает внимание. Спасибо за такие выставки. (У меня сын рисует, ему понравилось). Галина (Москва) 08.10.19.

Мы уверены, что будет еще много желающих разгадать тайны творчества этого мастера-творца, высказаться о нем, для этого любителям и знатокам изобразительного искусства придется углубиться в талантливое и яркое творчество художника Андрея Умнова.

Станислав Айдинян,
заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, академик Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук, искусствовед Федерации Акваживопись