Выставка «Аз-арт» в МОСХе

Оригинальная и звучная, яркая выставка открылась в известном выставочном зале Московского союза художников на улице Беговой. Называется вернисаж «»Аз-арт». Выставка-эксперимент». (13-28 августа 2020 г.) Кураторы выставки: художники Алексей Гиляров, Марина Гилярова.

Концепция высказана совершенно определенно – «Основная идея: предложить участникам создать за месяц до выставки новые работы в нехарактерном для них стиле, размере или материале. Эксперимент в творчестве позволит художникам оторваться от привычного взгляда на действительность, что станет стимулом для дальнейшей работы. Диапазон материалов от классической живописи до инсталляций и видеоряда».

Тем не менее, «Аз-арт» — это художественный проект, выразивший себя преимущественно живописно и графически. И остается для зрителя загадкой – почему каждый автор считает то или иное свое произведение для себя не типичным, стилистически не «магистральным», выходящим за определенные пределы… Получается, что художники призваны на сей раз выразить свое Alter Ego», второе Я»…

При первоначальном осмотре экспозиции обращает на себя внимание большой вертикальный холст Марии Козловой, тяготеющий к традициям неосимволизма. Название – «Дары» (2020). Он будто создан в духе Серебряного века, во времена Бёклина, когда ёпопулярен в Европе стиль модерн, югенд стиль. В зеленых и белых тонах предстает перед нами таинственный и туманно задумчивый женский образ. На руках у женщины – белый крылатый львенок. Как тут не вспомнить из истории русского литературного авангарда 1980-90-ых годов роман «Крылатый Львун» Руслана Марсовича? Это был псевдоним Руслана Надреева… Однако автор вкладывает иной, более обобщенный смысл в свое полотно. На вертикальной «доске» с двумя грифонами, ниже женского образа, читается латинская цитата – «Albo dies notanda lapillo», то есть – «День, который следует отметить белым камешком». У древних был обычай отмечать счастливый день белым камешком, так что фраза говорит об удачном дне. Точнее, выражение связано с известным в Риме фракийским обычаем отмечать в календаре счастливые дни белыми, а несчастливые чёрными камешками, и получается, что тут белый крылатый львенок и есть символ белого, счастливого дня… Так можно трактовать смысл картины.

Рядом экспонируется совершенно другая картина, принадлежащая кисти Маргариты Татиевой «Весна 2020», у автора есть целая серия фигур, на которые наброшена ткань «покрывала таинственности» но, с точки зрения создателя полотна, именно эта фигура подходит к концепции выставки и призвана представить автора. Орнаментальность цветов вокруг сидящей под покрывалом фигуры загадочно-сказочна.

Дарья Трофимова выразила… духовную структуру Вселенной, как она ее представляет, в холсте «Вселенная в теле одуванчика» (2020). Она просто интенсивно акцентировала направление от центра, головки цветка – к «парашютикам» семян, и получилась иллюзия первоначального взрыва, с которого началась Вселенная… А можно трактовать и проще – просто в образе одуванчика скрыта модель мира сущего…

Не менее космична работа Алексея и Ирины Поляковых «Рождение новой звезды» (2020). Авторский стиль этих двух художников-супругов очень богат колористически, им свойственны поданные на черном фоне взрывы цвета, эстетически весьма основательно оправданные…

В том же, центральном зале видим оригинальную работу Саиды Афониной «Виноград» (2020). На этой, очень четкой в цветовом и фигуративном отношении работе – три нависающих друг над другом прозрачных стеклянных блюда, на которых всевозможные плоды, и яблоки и абрикосы и сливы и даже инжир. Однако чудо начинается над самым верхним блюдом, где «возлежит» виноград. Близ половинки разрезанного лимона, двух абрикосов и авокадо, — виноградины, как маленькие воздушные шары, начинают подниматься над блюдом, словно внезапно был нарушен закон земного тяготения, или началась невесомость… Вот такое, динамически выраженное чудо.

«Амазонка или сон Коломбины» Валерия Чурика, прославленного российского художника-мультипликатора, и по названию и по сюжету фантасмагорична, – тут «острые» образы кошек и женщин, — две женщины и две кошки. И совсем не типична авторскому стилю Вал.Чурика еще одна его, на сей раз абстрактная, работа, где желтый, голубой и красный цвета предстают доминантными. Эта работа как нельзя лучше соответствует концепции выставки.

То же можно сказать и о минималистическом холсте известного в художественных кругах  московского графика Александра Лаврухина «Тихий Дон» (2020). Нам никогда на вернисажах не приходилось видеть его работы на холсте маслом, тогда как известны большие его графические циклы, порой посвященные писателям и поэтам, таким как Андрей Белый. Художник-график пользуются в Москве заслуженным признанием.

Очень эстетически обаятельна работа Светланы Павловской «Эффект бабочки» (2020). Тут изображен покинутый, заросший паутиною деревенский дом с забитыми окнами. Перед ним желтое осеннее дерево. А вот над ним – золотистые улетающие бабочки… Орнаментально-декоративное начало тут очень явственно, но идея перевешивает декоративность.

Многим зрителям на выставке «»Аз-арт» пришлась по душе работа выпускника Ереванского государственного художественно-театрального института Арама Сафаряна «Вперед» (2020), на которой напряженно вытягивают шеи фантастические кони, в них есть легкий «пикасизм», легкая тень влияния Пабло Пикассо. Но, тем не менее, вне реминисценций работа очень темпераментна, динамична, производит цельное художественное впечатление.

Виктория Еремина представила круглую работу смешанной техники, включающей эпоксидную смолу она представлена под своевольным названием «Хочу на море» (2020). На ней художница одними только красками, цветом, создала иллюзию песочного берега, моря и неба… Цвет тут фигуративизировался совершенно спонтанно…

На выставке имеются работы по своему характеру традиционные, такие как «Реконструкция Бородинского сражения» Оксаны Борисовой. Это реалистическое полотно можно было бы принять за реальный эпизод битвы 1812 года. Также очень мастеровит и традиционен акварельный «Автопортрет» Людмилы Журавлевой. Резким контрастом этим произведениям  звучит выставленное в витрине зала МОСХа абстрактно экспрессивная работа концептуалиста-интуитивиста Артема Колпакова, который, по его словам, порой руководствуется принципом — «Чем безумнее идея, тем интереснее».

Несколько менее традиционно, несмотря на кажущуюся реалистичность, полотно Сондры Тани «Свидание» (2019) – белые лилии живут своей жизнью, розы – своею, а рядом — светские «атрибуты» — черный цилиндр и трость – живое напоминание о XIX веке. У художницы на этой же выставке есть еще одна работа под обширным названием «Пересечение восходящего солнца и заходящей луны» (2019). На ней зеленые дороги скользят над желто-коричневой поверхностью неведомой планеты.

По-иному мифологически фантастична графическая небольшая работа Елены Хорошиловой «Перевозчик» (2019), —  там, в скользящей по воде ладье, среди человеческих, восточных по плавному абрису фигур, замечаем и человеческий скелет. Значит Перевозчик – это Харон, везущий души в царство Аида по водам Стикса…

За особую оригинальность названия стоит отметить и работу «Блюз» кисти художницы Полины Гончаровой. Декоративно-убедительно дана нежная фигура молодой женщины, чья голова украшена цветами. Мы не видим ее волос; на голове, вокруг фигуры, вокруг головы – крупные, четкие цветы. Картина выполнена в синих тонах. Фон здесь синий, — а по-английски «блю» — и есть «синий» — «blue». Так что блюз тут не только мелодия, но и цвет… Прибавим еще, что слово «blue» может означать еще и «печальный» — «blue mood» — «печальное настроение».

Из эпических работ нужно отметить графическую работу Карена Чарчяна, «Распятие», в которой композиционно сложно и густо соседствуют рядом с распятием образы – большого лица мужчины, скорее всего это Иуда; таинственного старика в широкополой шляпе, мрачного воина в шлеме, тут же какое-то астральное существо, напоминающее растерянную сову… Все это динамически живо и четко прорисовано. Зритель попадает в тесный, трагический, фантастико-символический мир. Лик Распятого самоуглублен, но страшен, волосы растрепаны, и мы уже сомневаемся, Христос ли это, или разбойник, распятый рядом с ним на Голгофе…

Упомянем и другую работу исторической тематики, созданную тем же автором, художником, название ее «Борджиа», на ней изображен жестокий итальянский князь испанского происхождения; в папской тиаре, близ него – два волка, череп. Одеяние Борджиа богато расшито, тиару пронзают извивы тела змеи, это намек на змеиный яд, который употребляли в дело многие представители этого знатного рода.

Замечательна утонченная работа жившей многие годы в Одессе художницы Елены Бойченко, чей стиль очень напоминает «рукотворные» картины другой известной одесской художницы, Елены Ильичевой, обладающей удивительным мастерством. Мы можем с радостью констатировать, что у нее есть достойные последователи.

Из талантливых скульпторов, принявших деятельное участие в выставке, можно назвать, например, Сергея Лукьянова, его художественный псевдоним – Лука. Он выставил жанровую работу, изображение инвалида войны на тележке, и небольшой скульптурный гипсовый портрет архитектора Геннадия Беспалого, похожий по технике исполнения на шамот и очень удачный скульптурный портрет адмирала Ушакова. Все упомянутые работы отличает большой профессионализм, проникновенность, пластическое совершенство.

В том же зале МОСХа совсем недавно прошла выставка «Параллели визуального восприятия». Ее организовали те же смелые и талантливые кураторы-художники Алексей и Марина Гиляровы. Целый ряд художников-участников той выставки выступили уже с другими работами и в выставке «Аз-арт», показав свои творческие способности в новой радуге раскрывшегося разнообразия.

Станислав Айдинян,

заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, академик Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук, действительный член Международной академии современных искусств.