26 мая 2022 года в Белом зале Союза журналистов Москвы на Никитском бульваре прошло первое публичное мероприятие большого культурного проекта, автор и основатель которого — председатель Федерации деятелей культуры и искусства Юлия Гладкова – «Параллели двух столиц». Выступления поэтов, авторов-исполнителей Москвы и Санкт-Петербурга сопутствовали презентации художественно-литературного альманаха «Параллели судеб» (№ 15, СПб), который представляла Лариса Кутузова, главный редактор. Она прибыла издалека, чтобы должно представить свое региональное издание, где большая часть авторов — жители Северной столицы. Немало стихотворений тут говорят о родном городе и о любви к нему. К Петербургу обращают свои стихотворения и московские авторы, среди которых можно выделить Ст. Ермакова. Как и бывает в подобных изданиях, проза оказывается довольно поэтичной, а поэзия незатейливая, далекая от метафорических изысков современного российского многократно премированного постмодернизма… Зато все тут написано искренне, в немалом ряде случаев – музыкально. Круг авторов альманаха вмещает бардов, поскольку избранные стихотворения звучат как песни. Среди наиболее звучных – детское стихотворение Владислава Старикана — «Малышляндия» весело, лукаво написанное «подпрыгивающим», легким языком. А шеф-радактор альмнанаха Лариса Кутузова вообще опубликовала нотный лист «Колыбельной» Е. Самсоновой на свои, авторские слова. Рядом – поэтичное и тонкое по переданному настроению стихотворение «Сентябрь» Юлиии Гладковой, автора культурного проекта. Она тоже бард, поэт, известный в Москве и выступлениями на всероссийских бардовских фестивалях, но еще и общественный деятель. Ее стараниями проект, объединяющий творческие силы двух старинных столиц российской империи, пройдет годовым циклом, в рамках его еще немало будет сделано, продекламировано, выставлено и спето. Из прозы, опубликованной в альманахе живо и тепло написан мемуарный очерк Андрея Григорьева, посвященный памяти поэта Евгения Гаера, жившего и удивлявшего в 1990-ых, умершего в 2020-ом. Эти, весьма немногословные мемуары говорят о том, что прозаический отдел альманахов мемуарный жанр все же украшает и дополняет. Из наиболее привлекающих внимание в альманахе – три стихотворения известного поэта-барда и ученого Александра Городницкого. Среди этих сочинений «лидирует» «Наталья Гончарова», это стихотворение-рассуждение имеет тон апологии — начинается так, — «Говорят, что Анна Ахматова / Недолюбливала Гончарову, / К ней по-бабьи ревнуя Пушкина, / обвиняя во всех грехах.». На самом деле Ахматова не «по-бабьи» относилась к Пушкину, а как серьезный пушкинист, автор «Пушкинского временника», к тому же, в отличие от советских пушкинистов, она знала французский язык, на котором переписывались и Н.Н. и Дантес и его круг… Городницкий не без оснований утверждает – «В том лишь ее вина, / Что она, полюбив Дантеса,/ Честно призналась мужу, / Не желая его обманывать…». Сохранилась беседа Анны Ахматовой о Пушкине и его жене, записанная на магнитную ленту, где Ахматова основательно цитирует источники. «Я просто не знаю ни одной фразы, которую можно сказать в ее защиту!» — утверждает Ахматова. Подобного мнения придерживались известные пушкинисты, гласно и негласно – С.М.Бонди, Ю. Готье, Т.Г. Цявловская, знаменитый писатель В.В.Вересаев, автор книги «Жена Пушкина». Но потом государственная линия пошла в сторону возвеличивания, почти обожествления жены поэта, и памятники стали ставить уже не Пушкину, а ему с женой, послужившей причиной его гибели… А.Городницкий «поэтически» называет виноватых – он обвиняет (в духе 1960-ых!) «Всемогущего Господа Бога,/ Нашу скверную медицину / И онегинскую Татьяну,/ Что не предала старика». При чем тут не предавшая Татьяна читателю остается не вполне ясно… Помнится что и Виталий Вульф так же апологетически относился к Наталье Николаевне. Известен его текст — «Судьба Натальи Николаевны Гончаровой-Пушкиной», опубликованный в книге «А.С.Пушкин – М.И. Цветаева» (2000). К пушкинской теме в альманахе «Параллели судеб» относится стихотворение Евгения Данилова «Читал Гоголь Пушкину» с красноречивым эпиграфом – «Боже, как грустна наша Россия» — эту фразу сказал Пушкин Гоголю, после его чтения вслух «Мертвых душ». Туда же относится «Пушкин и запой» Сергея Максимова, тоже, скорее всего, это песня барда из города Томска.
На музыкально-поэтическом вечере-презентации «Параллели двух столиц», выступили многие представители Петербурга и Москвы. Вел вечер заместитель первого секретаря Союза журналистов Москвы Виктор Галустян. Душевным, сердечным было выступление известного Виктора Попова. Отметим из множества талантов также Андрея Варенка и депутата Московской городской Думы Николая Зубрилина, аккомпанировавшего себе не на гитаре, как большинство, а на гармони. Наблюдалось редкое единодушие собравшихся. Многие, слыша знакомые песни подпевали. Это был очень московский по душевной тональности вечер москвичей, радушно принимавших гостей-поэтов из Питера…
Станислав Айдинян,
действительный член Российской академии художественной критики, действительный член Международной академии современных искусств, действительный член Академии народной энциклопедии, главный редактор литературно-художественного журнала «Южное Сияние», заместитель председателя Южнорусского союза писателей