Дар в восхождении

 

Государственный выставочный зал «Творчество»

Выставка З.Кабуловой 5 — 23 апреля 2003 г.

 

Зарина Кабулова – художник яркого, эмоционального поиска… И на этом пути уже созданы, уже есть —решающие, сразу говорящие о ее таланте и творческой манере работы…Генезис их появления неслучаен. Вообще, чтобы получилось настоящее произведение, художнику нужно не только чувствовать, но любить то, что он изображает… И Зарина Кабулова, создав свое звучное, эффектное полотно «Дзинога», проявила то, что давным-давно объяло ее душу – это любовь к горам, к скалам, к эпической горной высоте, видной там, где парят орлы… На этом немалом по размеру  холсте– сверху изображена– сама гора Дзинога, чей прототип реально существует в Дигорском ущелье, и ниже — преломления пространств, светлых, будто озаренных горным воздухом отражений…

Фантастика озаренных плоскостей – как волшебный мираж, созданный тихим разговором красок, победа которых в созданном впечатлении нежности цвета – оттого что голубые, синие прохладные тона «окаймлены» и обогащены розовыми отсветами – в них говорит сердце любви к «высокой» природе, зоркая и волевая женственность…

Художница рассказывала, что в тех местах, которые запечатлены в работе, есть удивительные по энергии пространства… Когда обходишь по кругу конусообразную гору, то с одной стороны – отвесная пропасть, над пропастью – поляна, которая образовалась прямо на камне – там мягкий, мшистый растительный, травный покров… Собаки, которые сопровождали группу поднявшихся на гору людей, легли на спину и на поляне заснули в неестественных – лапы кверху – позах… Это было особенное расслабление. У Зарины же появилось ощущение, что ты не спишь и не бодрствуешь. Что попал между сном и явью… Посидев там, на горной траве, ты вдруг ощущаешь – времени нет… Будто ты только что родился, и полон радости, что для тебя все – впервые. В тех местах яркая зелень. Немало водопадов. Это недалеко от границы с Грузией… Вот так в Зарине раскрылось в полноте своей, и потом отобразилось в холсте — горное чудо…

На Зарину производят впечатления эпосы народов мира, такие как Нардские сказания у осетин. Не менее ей близки и мистические предания. Ей звучны легенды про спустившуюся с неба таинственную расу, прибывшую на Землю за золотом, которое нужно было для того, чтобы сделать отражатель, способный питать светом их планету… Это они, нифилимы, в доатлантическую, судя по всему, эпоху, помогли, по этому мифу, людям, еще не сформировавшимся тогда окончательно, разделиться на мужчин и женщин, чтобы продолжился род человеческий… В этом предании, изложенном в книге «Тайна цветка жизни», Зарину восхищает то, что вождь прибывшей на Землю расы, прежде чем обосноваться на планете, погрузившись в Океан, спрашивает разрешения у китов и дельфинов, как самых высокоразвитых из обитающих здесь существ… В этом предании – тоже чудится что-то от эпического тона, от горного эха…

…Дар ее начал развиваться с детских лет. Тогда она рисовала с натуры учеников своей матери, трудившейся на ниве медицины, и  тоже, кстати, хорошо рисовавшей. Было это в Осетии, во Владикавказе, который, когда она родилась 11 июля 1975 года, и еще много лет спустя носил имя Орджоникидзе, и лишь с падением Советской власти обрел вновь свое дореволюционное прозвание…

Там, на родине, юная художница стала посещать Художественную школу им. Тавалаева. Ей преподавал основатель школы, Ник. Вас. Жуков, которому художница исключительно признательна за многие свои живописные умения и начатки мастерства. Он не ругал ее за пропуски, потому что понимал – творчество уместно в час вдохновения, а не круглосуточно, по заказу. Относился терпимо и с пониманием еще и потому, что видел – у девочки есть талант, и она за одно занятие нарисует две-три «постановки», на что другим потребуется много больше времени…

После Художественной школы планомерно последовал в 1992-97 годах художественно-графический факультет Университета им. Косты Хетагурова.

Казалось, на этом можно было бы и закончить образование. Но, покинув родные пределы, З.Кабулова отправилась в Москву и проучилась два курса в Академии изящных искусств, но в учебе не было того «священного огня», который был в годы ее более ранней учебы. Рутина ее отвращала и, побоявшись приобрести ненужные ей стереотипы, она ушла из Академии, хотя считает, что — «у мольберта, художник должен учиться всегда…»

У Зарины есть выставочной опыт. Она впервые приняла участие в коллективной выставке во Владикавказе во Дворце искусств в 1994 году, там же ее участие было отмечено среди еще пяти имен в вернисаже 1996 года. Потом, после некоторого перерыва, выставка уже в столице России в дизайн-салоне «Вита-стиль», и через год, в 2001-ом ЦДХ  в выставочном пространстве галереи Ир-Арт… Еще на Пушкинской, в Дизайн-салоне…

Один из самых ранних художественных опытов Зарины – серия графических листов и офортов. Офортами она интенсивно занималась и в самом начале пути – в 1993-1994 годах и позже, когда были к тому технические возможности. Создала ряд экслибрисов и офортов. Это однотонные, тотемичные по впечатлению, небольшие изображения, безусловно расширившие мир ее художественного опыта, пополнявшегося темпераментно, жадно, интенсивно, с самого детства…

Мне кажется, совершенно правильно определил суть вернисажа, готового к экспозиции в Государственном выставочном зале «Творчество», его директор, искусствовед, председатель Совета директоров выставочных залов Москвы Г.Н.Гинзбург. Он определил суть эту как «Жажда нового»… Смелый поиск присущ художнице, когда она формирует в своих холстах многомерное поле художественных пространств, стремящихся завершиться в единство цельного впечатления… Эта манера особенно успешна у художницы там, где она вплетает в общий переплеск красок и форм реалистические элементы. Как правило, эти элементы в ее работах присутствуют, делая замысел художницы понятнее, но и мечтательно-фантастичнее…

Сюжеты своих картин, часто сновиденных по впечатлению, Зарина не черпает из своих снов; ей более важно обретенное во снах, из подсознания пришедшее ощущение… Возможно это ощущение, когда оно полно, подобно тому, что она испытала тогда, в горах…

По цветовой палитре полотна Зарины Кабуловой достаточно разнообразны, хотя имеют, как правило, доминантные тона. Например в сложнокомпозиционном полотне «Под знаком Гепарда», этот тон выражен двуединством коричневого и синего. Очень сложные взаимопереклички цветовых плоскостей, пространств, древесных ветвей и образов, средь которых – голова гепарда и нарисованный с истинно профессиональным мастерством профильный женский облик… Там есть еще два мужских лика – один несколько женственный и спокойный, другой – как маска гнева… По словам художницы, тут — отражение извечной борьбы человека с собой… Женский облик преисполнен благородства, терпения, даже некоторой внутренней скорби… Величав жест этой женщины – она то ли медленно снимает с лица маску, то ли собирается ее сейчас надеть… Женское лицо писано с родной сестры Зарины,  Дианы…Оно очень обогащает полотно, придает ему весомость. Заметим в скобках, что избегнуть многих рисков художнице помогает проявившийся в частности в упомянутом фрагменте профессионализм…

Зарине Кабуловой хочется – на данном этапе творчества, избегнуть чрезмерной конкретности – как в самих образах, так и в их прочтении. Очень часто ее лики и облики – это «и камни и люди»… Ее привлекает широта многозначности. В работах 2001 года явственно прослеживается некая дуальность. Возьмем ее холст «Медиана»  Имеется в виду и скрыта в названии – «середина». Это понятие психологически настораживает художницу. Она говорит, что середина может быть как золотой, так и опасной. Там, как и в ряде других произведений, актуализированы два образа, — мужчина? – юноша? – два возраста… Бывает, в любое время жизни, приходит возраст, когда наступает состояние середины… Нет, лучше не стоять на месте, не останавливаться… Зарина говорит, что ей не хотелось бы стать всезнающим мэтром, ей интересны творческие движения, догадки, находки, порывы…

Нечто подобное происходит с полотном «Казуистика» (2001), где образы вроде как обретают свои, отделенные от них, астральные двойники… «Бывает так, что в жизни человек проходит мимо своей, сужденной ему половины, это такая двойственность…» — поясняет художница. По характеру же света и цвета этот холст напоминает витраж.

Отметим еще, что во всех своих художественных опытах на холсте маслом Кабулова дает очень плотный массив красок, они различны, хоть и совсем не пестры, все дело в «мелодии» оттенков…

В некоторые свои работы, такие как «Гравитация» (2000), Зарина вводит элементы образного юмора, он создается некой антропоморфной фигурой. И тут не обошлось без отмеченной нами множественной дуальности…

У З. Кабуловой есть и чисто цветовые работы. Абстракции. Ее привлекает самодостаточная игра цвета. И она дает ему полную свободу выразиться через ее кисть. К счастью эта свобода имеет одно и решающее ограничение – это правильное соотношение цветов, которое достигается хорошим вкусом, который от природы свойственен Кабуловой… Иногда она вводит элементы символическо-тотемические – как ракушкообразное, спиралевидное, фигурально говоря, «многокружное закругление», — оно может означать эволютивный процесс…но скорее — воронку, затягивающей человека в низины жизни…

Зарину заботит то, чтобы люди не переставали мечтать, не теряли вечных ценностей, средь которых – честь, достоинство, естественность, искренность. Она видела настоящих носителей этих качеств у простых людей, живущих высоко в горах…

Выражаем пожелание, чтобы и дальнейшие ее работы стремились к Красоте, как к

безусловной и божественной ценности жизни и искусства на нашей печальной, но одновременно, сказочной и удивительно прекрасной планете…

 

Станислав АЙДИНЯН,

директор культурных программ «Спейс».