«ЗОЛОТАЯ КИСТЬ-2005»

Ежегодная выставка-конкурс «Золотая кисть — 2005″уже несколько лет, с прошлого, ХХ века, представляет широкий спектр изобразительного искусства. В этот раз это художественное событие, имеющие немалое значение для страны состоялась в выставочном зале «Малый манеж», под грифом и патронажем отдела культуры правительства Москвы.

Лауреатом первой премии конкурса стал заслуженный художник России Леонид Тихомиров. Три холста, назовем среди них «Мартовское солнце» (1960), «Речка оживает» (1960), привлекают проникновенной естественностью, есть в них особый лирической «уклон», они эмоционально насыщены при цветовой сдержанности палитры. Одновременно чувствуется какая-то собранность, цельность изображенного. Л.П.Тихомирова можно смело назвать продолжателем левитановских традиций отражения русского пейзажа.

Есть на нынешней «Золотой кисти» и иные мастера реализма. Среди них назовем, безусловного обладателя крепкой, профессиональной кисти, Виктора Лукьянова. Он – призер «Золотой кисти» 2001, 2002 и 2003 годов. На сей раз художник представил большой урбанистический пейзаж «Люксембург. Река Альзетта». Оригинальность этого полотна – прежде всего в сложной, восходящей, «ступенчатой» перспективе. Взгляд зрителя поднимается по реке вдаль к холму, на холме — городские строения, башни… есть и тонкие нюансы – головы жителей в окне. Но основное, чем интересна картина, это общее состояние непринужденной торжественности, совершенно естественной для западной Европы; за каждым строением, архитектурной подробностью, за повителью цветов художником прочувствована и передана старинная, настоянная в веках Культура, которой ревностно завидуют жители Нового Света.

Исключительной удачей выставки хотелось бы считать полотна Ивана Базанова, обладателя интенсивной темпераментной кисти. Очень убедительны и легки понравившиеся многим «Зимородок» (2004) и «Лето» (2003). Приблизительно то же можно сказать и о сильном в свето-цветовом отношении пейзажном полотне Степана Химочки, художника старшего поколения, полноправного современного представителя Южно-русской школы, чьи работы звучны как для России, так и для Украины…

Нельзя не упомянуть два произведения художника-священника о. Александра Егорова. Такие его работы как «Рассветный покой» (2003) могут украсить любую выставку реалистического искусства. Ему очень удается розовато-снежная светозпрная стихия церковного, монастырского пейзажа. Подходившие к картине люди говорили, что в ней есть особая музыка, есть даже звон колокола и звук ветра… Одним словом, полотна отца Александра – одухотворены и оттого так сдержанно светоносны, искренни и звучны…

Алексей Голубев – также призер этого выставочного сезона. Его стихия – полусказочная, полусовременная деревня. Художник балансирует между фоновой ирреальностью и гиперреализмом. Большой холст «Крестьянский музыкант» (2003) изображает вполне современного чудака-крестьянина, с тромбоном на коленях. Вот он сидит на завалинке. За его плечами, там, за оградой – деревня, — безлюдная, странноватая. Конек одной из крыш – в виде деревянной оленьей головы с рогами, — запоминающаяся художественная деталь. Еще одна деталь, несколько раздражающая деревенской простецой – это довольно нелепый картуз с козырьком, по всему полю ткани «украшенный» якорями, — тоже характерная, резкая деталь. Однако в этой работе есть и нечто измышленное – несколько прямой ход, хотя она не лишена известного психологизма и черт типизации, она действительно отражает сегодняшний день, или, по крайней мере, недавний вчерашний…

Веселая фантастика — у Станислава Плутенко, призера конкурса 1997 года, перед нами очень «конкретный» и, тем не менее, фантастически или, лучше сказать, «фантазийный» реализм. Название обширное: «Дорогая, пора, нас ждет носильщик» (2005). Сюжетно это оригинальный холст, написанный акриловыми красками. Сверхреально выписана башня-мост с бесчисленными следами пуль, подпалин, снарядов. К башне на мосту канатом привязан цеппелин, на его боку различима надпись – Plutenko. И индус в тюрбане с палкой стоит у багажа – чемодана и тюка, улыбается, будто приглашает в воздушный снаряд – к полету… Общий тон картины, ее колорит – жизнерадостный. Я никогда не видел художника, но вполне возможно, что он в индусском проводнике, следуя известной рембрантовской традиции, изобразил самого себя… Во всяком случае не верится, что подобную картину создал не гедонист, не человек, искренне любящий жизнь…

Из гиперреалистических холстов упомянем также работу Михаила Малеева «Старец» (2004),  к основным мощным акцентам этой картины относятся глаза созданного образа — пронзительные, страшные, недобрые. Сидит старец в скуфейке, скрестил узловатые руки, — на них то и падает второй основной психологический акцент картины. Глядя на это произведение, становится несколько не по себе – не святостью, чем-то противоположным веет от него. Недаром говорили, что Антихрист придет и будет изображаться как Христос, только глаза у него будут страшные. Так и изображен враг рода человеческого на некоторых старинных русских храмовых росписях и иконах.

Совершенное особое место на выставке занимает полотно «Океан» (1986) народного художника России, Виктора Макеева. Эта работа, исполненная темперой по оргалиту, создана ветераном отечественной войны. Однако по духу это скорее новационная, чем традиционная работа. Изображено взволнованное море и над ним стихия вихрящегося воздуха. В динамическом взмахе воздух и океанская волна взаимопереплеснулись, стремительно перетекая друг в друга. Тут все очень насыщенно, очень динамично, исполнено почти монохромно, в пастозной, крупномазочной манере… С этой картиной, мы думаем, ценители живописи не раз поздравляли художника на его многочисленных выставках.

На «Золотой кисти 2005» совсем мало представлено портретов, но зато «Портрет жены» (2005) Николая Бурдыкина относится к тем произведениям, в которых удалось выразить благородство модели. Тут реализм во многом традиционный, но не комплиментарный, а психологически емкий и тонкий. Мы бы назвали его «портретным реализмом высшей пробы».

Нельзя не остановиться на действительно выдающихся постимпрессионистических, экспрессивных работах Алексея Зайцева. Как мастерски подано световое движение в холсте «Пруд в Версале», не удивительно, что это произведение, виртуозное по цветовой рефлексии, было премировано «Золотой кистью». Рядом с ним, в том же экспозиционном пространстве заметен и «Сиреневый берег» Бориса Проказова — чисто неоимпрессионистический пейзаж очень хорошего вкуса…

Что касается проектной части большой двухзальной экспозиции, то особой оригинальностью отличается большая серия работ заслуженного художника РФ Игоря Семенникова, создавшего сложноконфигуративную серию холстов, посвященных древнеславянской мифологии. В оригинальных по форме многоовальных рамах художник подал условно изображенные мотивы славянской древности, такие как, например, праздник «скотьего бога» Велеса. Вся эта часть расположена была горизонтально на полу зала.

Упомянянем еще одну замечательную по оригинальности работу. Это небольшое изображение «Как-то раз на закате» (2005) кисти Владимира Полуэктова. Несомненная оригинальность здесь заключается в том, что по зеленовато-красной облачной основе, будто по небу другого измерения, быстро идет корова, за нею с хворостиной спешит обычная деревенская старуха, но все это происходит в напряженном цветовом облачном пространстве, что создает эффект отстраненности, абстрагирования образов от фонового поля…

На «Золотой кисти» нашлось место и совершенно восточным по характеру произведениям. Это традиционные по колориту, очень армянские лики и облики в картине «Семья» (на ярлыке ошибочно указано «На уроке семья»), сотворенные Сергеем Сарумяном и совершенно пленительная по тонкости работа грузинского художника Амирана Кошишвили «Ожидание», где восемь малых, но очень выразительных фигур стоят в ожидании на остановке маршрута №3, возможно, эта остановка на маршруте в вечность…

И совсем уж напоследок скажем, что на выставке не обошлось и без чисто постсюрреалистического «Сновидения» Мих. Горшунова, где явлен целый набор сложнопереплетенных образов, составляющих мужскую фигуру…

Декоративная, фактурная работа Данилы Жирова «Маленький принц» (2003) говорит о том, что на «Золотой кисти — 2005» есть и работы абстрактные, многослойного материала, производящие впечатление таинственной пластикой цветоформы, почти лишенной фигуративной конкретики.

Можно с уверенностью констатировать, что выставка представила самый широкий спектр отечественных талантов и художественных дарований. Многообразие работ определили художественное впечатление. Кантилена экспозиции плавно и поэтапно раскрыла разные манеры, стили, жанры и направления.

К сожалению, столь масштабное для художественной жизни событие мало освещено в периодической печати, в центральной прессе. Это несправедливо, поскольку «Золотая кисть» относится, бесспорно, к тому разряду событий культурной жизни, которые являются настоящими вехами, точками отсчета в хронологии культурной истории России. Звание лауреата «Золотой кисти» весомо для любого живописца.

На последней «Золотой кисти» был предпринят опыт создания также и поэтического, литературного конкурса и есть надежда, что это начинание также будет иметь успешное продолжение в будущем.

Станислав Айдинян,

вице-президент Российско-итальянской академии Феррони,
искусствовед Федерации Акваживописи
член экспертного совете Ассоциации художников портретистов
член Союза российских писателей